Бабушки - главные миссионеры Церкви

Нашу Церковь часто попрекают тем, что в православных храмах стоят в основном люди старшего возраста. Многим это кажется свидетельством отсталости Православия от реальной жизни, признаком несовременности. Как сказала одна моя светская знакомая: «Мне неинтересна религия старух».


Мне всегда было странно слышать такое мнение. Присутствие пожилых людей в Церкви как раз является важнейшим критерием истинности Православия. Если человек прожил жизнь и пришел в конце концов в храм – значит, это место, где нужно оказаться как можно раньше, для своего же блага. Выбор зрелого человека – это выбор совсем другого качества, нежели, скажем, мнение студента. К этому выбору полезно присмотреться.
Вспоминаю свое воцерковление. Меня привел в Церковь старший товарищ, пенсионер. Вначале я брал у него православную литературу, потом пришел с ним на богослужение. В храме мне объясняли, что делать и как себя вести, престарелые женщины. Именно от наших бабушек я узнавал, для чего нужны свечи, иконы, просфоры, святая вода и все остальное. На клирос меня впервые завела пенсионерка почтенных лет. Она научила уставу, основам церковного пения. Она же договорилась со священником о том, чтобы я пономарил. По сути, эта бабушка ввела меня в алтарь. Потом она исчезла из моей жизни, и я теперь даже не знаю, жива ли она.
Причащался я впервые не в зрелом возрасте, а в детстве, но только один раз. Мне тогда было 4 года. На Причастие водила родная бабушка. В следующий раз я участвовал в Таинстве уже в 23 года, и при подготовке мне помогал все тот же старший товарищ.
В общем, все так сложилось, что до определенного момента по путям церковного бытия меня вели пенсионеры, которые вдруг появлялись в жизни, чему-то учили – и снова где-то терялись. И так ведь было не только со мной, но и со многими другими верующими людьми. Именно они, эти обычные, неинтересные на вид бабушки и дедушки, взяли за руки всех нас, молодых, и привели в храм. Просто они сделали это как-то очень смиренно, незаметно – так, что мы о них тут же и забыли.
Пожилые люди Церкви – это хранители веры и наши главные миссионеры. И их верность храму есть лучшая похвала храму, а вовсе не наоборот.
***


Престарелые люди в храме могут кого-то отталкивать также и потому, что мы сегодня живем в мире, который болеет пренебрежением к старости. У нас старость считается неким предсмертным состоянием, в котором человек перестает быть полноценным членом общества. Старость неавторитетна, она уже часто не вызывает естественного уважения. Например, такое понятие, как красота старости, в современном лексиконе почти отсутствует. Так же, как и отсутствует желание поучиться у пожилых мудрости, перенять опыт и узнать то главное, что поняли они. В этом отношении мусульманские страны, где молодежь встает с лавки, когда мимо проходит старик; где внук или сын могут с благоговением поцеловать при всех руку деда или отца; где нет домов престарелых; где старшего слушают с почтением, а младший говорит только когда разрешит старший, – выглядят сегодня гораздо нравственнее нас.
В нашей жизни господствует культ молодости вместе с рабским поклонением безрассудству юных лет, их бешеной энергии. О том, что молодежь – самая неграмотная и безответственная часть общества, как-то не принято говорить. Даже и сами старики иногда смотрят на молодежь с завистью и восхищением, предпринимая смешные и безуспешные попытки догнать безвозвратно уходящее время. Порой это напоминает символический бег стареющего Янковского за играющими детьми в фильме «Полеты во сне и наяву».
Печально бывает видеть, как иногда старики боятся своего возраста как чего-то мучительного и позорного. Мужчины бегут от преклонных лет в тренажерные залы, женщины в спортзалы и фитнес клубы. Кто-то пытается замазать годы косметикой или скрыть в кабинете пластического хирурга… Между понятным желанием подольше оставаться в силах и нелепыми попытками вернуть улетевшую молодость есть какая-то грань. Кто преступает ее, выглядит трагикомично, – и прежде всего в глазах той самой молодежи, которой он пытается подражать. Если сами пожилые не уважают своего возраста, как будут почитать старость молодые?
Неуважение к старости зачастую провоцируют сами старики также тем, что порой они не способны научить мудрости, ибо не имеют ее. Когда-то я квартировал у пенсионера, который прожил трудную и интересную жизнь. Во время войны немцы угнали его на работы в Германию, потом он вернулся в Союз, выучился, пошел работать, создал семью… Конечно, я спрашивал его, что больше всего запомнилось в немецком лагере, какие случаи были, как он смотрит на саму войну и прочее. В ответ на мои вопросы он всегда рассказывал порнографическую историю своих взаимоотношений с какой-то немкой. Ну и о том, какую вкусную тушенку привезли союзники-американцы, которые и освободили узников лагеря. Вот и все, что он мог поведать с высоты прожитых лет.
***


Ровоам с друзьями
Возможно, институту старости в его старом, традиционном понимании суждено выжить только в Церкви. Лишь Церковь по-прежнему смотрит на старость как на возраст мудрости, духовной зрелости, учительства. В Церкви всегда будет существовать старчество, духовное наставничество, уважение к отцовству как таковому.
Священное Писание пропитано глубоким почтением к старости. Ветхозаветные книги часто напоминают о том, что молодость сама по себе неблагонадежна, ибо нуждается в научении и опыте. Пред лицем седого вставай и почитай лице старца (Лев 19,32). Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор 32,7). Третья книга Царств рассказывает печальную историю Ровоама, сына Соломона, который послушался совета молодых друзей и не внял увещаниям опытных наставников, за что жестоко поплатился – произошел раскол Израильского государства (см. 3Цар 12). Для всех времен звучит грозное предупреждение пророка Исаии о том, что может забрать Господь у того народа, который не исполняет волю Божию. Господь отнимет храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца (Ис 3,2), и даст отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними (Ис 3,4), и юноша будет нагло превозноситься над старцем (Ис 3,5). Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним (Ис 3,12), – озвучивает Господь причину Своего гнева на Израиль. Не станет учения у священника и совета у старцев (Иез 7,26), – предупреждает Творец через пророка Иезекииля о будущих бедах Израиля.
Библия не только чтит старость, но и показывает, какой она должна быть по замыслу Господа. Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости(Прем 4,8-9). Венец славы — седина, которая находится на пути правды (Прит 16,31). То есть прожитые годы сами по себе ничего не значат, если не украшаются верою, мудростью, благочестием, праведностью. Да, преклонный век сам по себе требует почтения, ибо всякие седины – отблеск славы Божией. Но своего смысла и исполнения старость достигает лишь в духовной зрелости, которая невозможна без опыта встречи с Богом. И как трагично видеть порой, что за огромным числом прожитых лет не скрывается духовная зрелость, и там совсем нет Бога. И горько думать, что Господь дал кому-то столько времени, а оно было потрачено впустую.
Но нет ничего радостнее общения с ангелами-хранителями наших храмов, благочестивыми бабушками и дедушками! Они являют нам замысел Божий о старости. Вот где видно, что такое смирение, о котором говорил Христос; что такое любовь к храму и благоговение перед святыней; что такое настоящая, выстраданная, неизменная вера. Вот где видна красота христианства! Она светится в них, наших церковных стариках – насыщенных годами, видевших все и на склоне жизни понявших главное. В этих лицах действительно можно увидеть Христа.***
Любимый мною отец Олег Стеняев как-то говорил своим прихожанам старшего возраста: «Пожилые люди – хранители веры. Если бы вдруг на моих беседах стало больше молодежи, я заподозрил бы себя в каких-то ересях. Потому что молодые просто как мухи слетаются на всякие ереси, это совершенно очевидно. Вы, люди пожилого поколения, вы теперь хранители веры в России… Вы несете знание веры как священную хоругвь. Ваша старость, ваши седины – вот истинное украшение Церкви»[1].
Я совершенно согласен с известным проповедником. Только решусь прибавить еще: пожилые церковные люди не только хранители веры. Они главные миссионеры Церкви Христовой. И за свой путь к Богу я лично им всем благодарен.
« Плохая дочь
Денежная тема - тяжелая »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо!
0
Спаси Господи! Важная тема!