Пара слов о "Матильде"
Важное для меня и как христианина, и как для журналиста замечания на полях дискуссии о «Матильде» (впрочем, подобные дискуссии сейчас возникают регулярно — когда-то была выставка в Манеже, когда-то театральная постановка и т.д.).
Слишком уж начинает преувеличиваться, абсолютизироваться значимость нашего участия в политике. Роль оратора, который умеет эффектно, вызывая шок и словесный «мордобой», заявить что-то громкое в теледебатах или по видео. И наша церковная общественность уже готова призвать тех, кто не видит в политическом дискурсе места и пользы и продолжает заниматься тем, что считает должным, к ответу. Спросить за «теплохладность». С кого? С тех, кто не митингует, а — что делает? «Уныло» (как, возможно, кому-то кажется) молится, служит литургию, исповедует, по больницам ходит, ищет, как помочь православным педагогам и катехизаторам. Это делание на фоне вселенских битв начинает восприниматься как нечто неприоритетное, вторичное.
«Фома» на себе испытывает такое постоянно: подавляющее большинство громких упрёков — это наша сосредоточенность на вопросах так называемой «частной» духовной жизни. Нарочитый игнор злобы дня (обратите внимание на характер словосочетания — ЗЛОБА — дня!). Причем требования и упрёки идут с прямо противоположных политических позиций. Недовольны ни условные «правые», ни условные «левые».
Но политизация способствует не соединению, а разделению людей на партии и на непримиримость между этими партиями. При том, что Церковь, в свою очередь, стремится соединить всех во Христе и старается в самом человеке вызвать желание отделиться… Не от ближнего, а прежде всего от собственного греха. Следуя меткому выражению Михаила Булгакова, покончить с разрухой в собственной голове. Церковь, вопреки обвинениям, никак не партия, никакая не «Новая КПСС».
Мы постоянно объясняем, почему не ставим политику во главу угла (хотя косвенно политические проблемы, само собой, и в журнал попадают тоже) и что ключевая миссия журнала — помощь церковному просвещению, а не общественная борьба. Но это только раздражает наших оппонентов! Полагаю, это лишь частный пример особой тенденции. Идёт попытка в распределении приоритетов поставить внешнее выше внутреннего и закреплять такой расклад для себя и других. Приказать думать так, а не иначе.
Вот, чтобы поняли мою мысль яснее, такая аналогия. Раньше было много разговоров, что благодетелям пора, кроме вклада в постройку храмовых стен, задуматься и обратить внимание на просвещение людей, на дела милосердия.Что важны не стены как таковые, а то, что в них будет происходить. Это было очень верное замечание, оно не потеряло актуальности и сегодня. Но. Нечто похожее следовало бы сказать и всякому активному церковному человеку, кто все свои силы бросает на политический «фронт». Увлекается переустройством «мира сего», а в итоге, оказывается целиком вовлечён в «повестку» этого самого сего мира. В то время, когда масса важных и доброполезных направлений делания нуждается и ждёт активных и горячих людей.
Это тоже в какой-то мере вопрос о «стенах». Несокрушимая стена Церкви — это добрый и мудрый епископ, пастырь на приходе, монах, который не пишет и не читает «исповедей бывших послушниц/послушников». Даже, возможно, не знает — ни об этих опусах, ни о фильме «Матильда». И если об этом забыть, то героем легко может стать для нас некий новый поп гапон, и это может оказаться роковой ошибкой.
Вот что мне кажется важным подчеркнуть. Ни в коем случае не с целью осудить всех, кто выбрал путь общественной деятельности, связанный с политическими и государственными вопросами. Кто-то обязательно должен делать и это. Но если речь о церковном человеке, то тут должно быть особое чувство ответственности во всём, а во-вторых, сохранение ясности в приоритетах. Их не кто-то расставил, а Сам Христос.
Слишком уж начинает преувеличиваться, абсолютизироваться значимость нашего участия в политике. Роль оратора, который умеет эффектно, вызывая шок и словесный «мордобой», заявить что-то громкое в теледебатах или по видео. И наша церковная общественность уже готова призвать тех, кто не видит в политическом дискурсе места и пользы и продолжает заниматься тем, что считает должным, к ответу. Спросить за «теплохладность». С кого? С тех, кто не митингует, а — что делает? «Уныло» (как, возможно, кому-то кажется) молится, служит литургию, исповедует, по больницам ходит, ищет, как помочь православным педагогам и катехизаторам. Это делание на фоне вселенских битв начинает восприниматься как нечто неприоритетное, вторичное.
«Фома» на себе испытывает такое постоянно: подавляющее большинство громких упрёков — это наша сосредоточенность на вопросах так называемой «частной» духовной жизни. Нарочитый игнор злобы дня (обратите внимание на характер словосочетания — ЗЛОБА — дня!). Причем требования и упрёки идут с прямо противоположных политических позиций. Недовольны ни условные «правые», ни условные «левые».
Но политизация способствует не соединению, а разделению людей на партии и на непримиримость между этими партиями. При том, что Церковь, в свою очередь, стремится соединить всех во Христе и старается в самом человеке вызвать желание отделиться… Не от ближнего, а прежде всего от собственного греха. Следуя меткому выражению Михаила Булгакова, покончить с разрухой в собственной голове. Церковь, вопреки обвинениям, никак не партия, никакая не «Новая КПСС».
Мы постоянно объясняем, почему не ставим политику во главу угла (хотя косвенно политические проблемы, само собой, и в журнал попадают тоже) и что ключевая миссия журнала — помощь церковному просвещению, а не общественная борьба. Но это только раздражает наших оппонентов! Полагаю, это лишь частный пример особой тенденции. Идёт попытка в распределении приоритетов поставить внешнее выше внутреннего и закреплять такой расклад для себя и других. Приказать думать так, а не иначе.
Вот, чтобы поняли мою мысль яснее, такая аналогия. Раньше было много разговоров, что благодетелям пора, кроме вклада в постройку храмовых стен, задуматься и обратить внимание на просвещение людей, на дела милосердия.Что важны не стены как таковые, а то, что в них будет происходить. Это было очень верное замечание, оно не потеряло актуальности и сегодня. Но. Нечто похожее следовало бы сказать и всякому активному церковному человеку, кто все свои силы бросает на политический «фронт». Увлекается переустройством «мира сего», а в итоге, оказывается целиком вовлечён в «повестку» этого самого сего мира. В то время, когда масса важных и доброполезных направлений делания нуждается и ждёт активных и горячих людей.
Это тоже в какой-то мере вопрос о «стенах». Несокрушимая стена Церкви — это добрый и мудрый епископ, пастырь на приходе, монах, который не пишет и не читает «исповедей бывших послушниц/послушников». Даже, возможно, не знает — ни об этих опусах, ни о фильме «Матильда». И если об этом забыть, то героем легко может стать для нас некий новый поп гапон, и это может оказаться роковой ошибкой.
Вот что мне кажется важным подчеркнуть. Ни в коем случае не с целью осудить всех, кто выбрал путь общественной деятельности, связанный с политическими и государственными вопросами. Кто-то обязательно должен делать и это. Но если речь о церковном человеке, то тут должно быть особое чувство ответственности во всём, а во-вторых, сохранение ясности в приоритетах. Их не кто-то расставил, а Сам Христос.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.