Школа любви
Астрономам известно такое пугающее явление, как черная дыра. Когда-то черная дыра была звездой — но со временем термоядерная реакция в ее недрах поглотила весь водород, она «выгорела», и, под влиянием силы тяжести, стала падать в себя, стягиваться к центру, так, что все большая масса стала сосредотачиваться во все меньшем объеме.
Сила тяжести вокруг этой падающей в себя звезды, наконец, стала такой, что ничто, абсолютно ничто, включая свет, не может ее покинуть. Все, что падает на нее — в том числе лучи света — поглощаются ей навсегда. По этой причине черную дыру невозможно увидеть — но ее можно опознать по тем изменениям в окружающем пространстве, которые производит ее чудовищная сила тяжести. Никакой, самый мощный источник света, не может осветить эту черноту — она просто поглотит любой свет, навсегда и безвозвратно.
Каждый человек создан быть звездой, светилом, источником тепла и света, хотя и вторичным, первичный источник — Бог. Но грех, в итоге, делает человека «черной дырой» — он способен только требовать и поглощать, причем сколько любви, внимания, заботы, он бы ни поглотил, он навсегда останется погруженным во мрак. Покаяние останавливает наше падение в себя, мы оглядываемся и делаемся в состоянии видеть других людей — и Бога. Мы учимся любить, а не требовать любви, утешать, а не требовать утешения, служить, а не требовать служения.
И Церковь — это то место, где мы учимся любить наших ближних. К.С.Льюис где-то пишет, что в Церкви мы встречаем людей, которых мы не подбирали себе в знакомые. Он писал это до эпохи интернета и социальных сетей, но сейчас это еще более очевидно.
В интернете каждый может подобрать себе френдленту по своему вкусу — людей, которые будут одобрять его вкусы и взгляды, подходить ему по характеру, нравиться по тем или иным причинам. Из френдленты легко выкинуть человека, с которым Вы разошлись во мнениях — а в огромной сети найти ему замену.
Приходя в Церковь, мы встречаем людей, которых мы себе не подбирали, и которых не можем отключить одним кликом мышки. Мы встречаем ближних, которых нам заповедано любить.
Именно это делает вхождение в Церковь таким трудным — и таким необходимым. Именно отношение к Церкви определяет разницу между теоретическим согласием и подлинной верой. Покаяние неотделимо от церковной жизни; как и церковная жизнь невозможна без покаяния. Мы все грешные люди, и мы склонны обижать, неприятно задевать и глубоко разочаровывать друг друга.
Учиться любви нелегко, это аскетический подвиг. Как только мы всерьез пытаемся, мы обнаруживаем, на поверхность души со всей силой вылезает дух высокомерия и раздраженной требовательности. Почему Церковь не такая, как я хочу? Почему люди в ней не такие, как мне нужно? Почему далеко не все из них разделяют мои вкусы и пристрастия? Почему вообще Церковь не вращается вокруг меня, не приспосабливается ко мне, не ищет удовлетворить моим запросам?
Требования такого рода постоянно появляются в газетах и социальных сетях. Но выполнить их невозможно по двум причинам — во-первых, Церковь по природе своей открыта для разных людей, в том числе тех, которые Вам не нравятся. Вы тоже кому-нибудь не нравитесь — что же теперь, вводить фейс-контроль, как в элитном клубе, и оставлять Вас за дверью? Во-вторых, для того, чтобы войти в Царство, Вы и я должны глубоко измениться — а значит, Церковь должна менять нас, а не меняться под нас.
В Церкви мы учимся видеть ближнего, человека, которого Бог создал по Его образу и искупил Драгоценной Кровью Христовой. Не того, кто мешает и раздражает — а того, кто драгоценен в очах Божиих и должен быть драгоценен в наших.
В Книге Деяний святых Апостолов Господь обращается к Савлу, будущему Апостолу Павлу, на тот момент еще гонителю Церкви: « Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:4,5)
Но Савл не гнал непосредственно Иисуса — и не мог. Он гнал Церковь. Однако Господь отождествляет Себя со Своей Церковью; любить Его — значит любить Его Церковь; ненавидеть Его Церковь — значит ненавидеть Его. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4:20,21)
Любить — это нелегко и мы к этому абсолютно не склонны; поэтому мы и говорим о том, что Любовь — это дар Святого Духа, а не что-то, на что мы способны сами по себе. Мы должны признать нашу немощь и нужду, нашу неспособность любить ближнего, и искать дар любви — в молитве, Таинствах Церкви, и твердой решимости обратиться от себя к Богу и ближнему. Только отвернувшись от себя, можно стать звездой; продолжая падать в себя можно превратиться только в черную дыру.
Как сказал Авва Антоний, «от ближнего нам и жизнь и смерть». А это ближнего мы встречаем в Церкви.
Сила тяжести вокруг этой падающей в себя звезды, наконец, стала такой, что ничто, абсолютно ничто, включая свет, не может ее покинуть. Все, что падает на нее — в том числе лучи света — поглощаются ей навсегда. По этой причине черную дыру невозможно увидеть — но ее можно опознать по тем изменениям в окружающем пространстве, которые производит ее чудовищная сила тяжести. Никакой, самый мощный источник света, не может осветить эту черноту — она просто поглотит любой свет, навсегда и безвозвратно.
Каждый человек создан быть звездой, светилом, источником тепла и света, хотя и вторичным, первичный источник — Бог. Но грех, в итоге, делает человека «черной дырой» — он способен только требовать и поглощать, причем сколько любви, внимания, заботы, он бы ни поглотил, он навсегда останется погруженным во мрак. Покаяние останавливает наше падение в себя, мы оглядываемся и делаемся в состоянии видеть других людей — и Бога. Мы учимся любить, а не требовать любви, утешать, а не требовать утешения, служить, а не требовать служения.
И Церковь — это то место, где мы учимся любить наших ближних. К.С.Льюис где-то пишет, что в Церкви мы встречаем людей, которых мы не подбирали себе в знакомые. Он писал это до эпохи интернета и социальных сетей, но сейчас это еще более очевидно.
В интернете каждый может подобрать себе френдленту по своему вкусу — людей, которые будут одобрять его вкусы и взгляды, подходить ему по характеру, нравиться по тем или иным причинам. Из френдленты легко выкинуть человека, с которым Вы разошлись во мнениях — а в огромной сети найти ему замену.
Приходя в Церковь, мы встречаем людей, которых мы себе не подбирали, и которых не можем отключить одним кликом мышки. Мы встречаем ближних, которых нам заповедано любить.
Именно это делает вхождение в Церковь таким трудным — и таким необходимым. Именно отношение к Церкви определяет разницу между теоретическим согласием и подлинной верой. Покаяние неотделимо от церковной жизни; как и церковная жизнь невозможна без покаяния. Мы все грешные люди, и мы склонны обижать, неприятно задевать и глубоко разочаровывать друг друга.
Учиться любви нелегко, это аскетический подвиг. Как только мы всерьез пытаемся, мы обнаруживаем, на поверхность души со всей силой вылезает дух высокомерия и раздраженной требовательности. Почему Церковь не такая, как я хочу? Почему люди в ней не такие, как мне нужно? Почему далеко не все из них разделяют мои вкусы и пристрастия? Почему вообще Церковь не вращается вокруг меня, не приспосабливается ко мне, не ищет удовлетворить моим запросам?
Требования такого рода постоянно появляются в газетах и социальных сетях. Но выполнить их невозможно по двум причинам — во-первых, Церковь по природе своей открыта для разных людей, в том числе тех, которые Вам не нравятся. Вы тоже кому-нибудь не нравитесь — что же теперь, вводить фейс-контроль, как в элитном клубе, и оставлять Вас за дверью? Во-вторых, для того, чтобы войти в Царство, Вы и я должны глубоко измениться — а значит, Церковь должна менять нас, а не меняться под нас.
В Церкви мы учимся видеть ближнего, человека, которого Бог создал по Его образу и искупил Драгоценной Кровью Христовой. Не того, кто мешает и раздражает — а того, кто драгоценен в очах Божиих и должен быть драгоценен в наших.
В Книге Деяний святых Апостолов Господь обращается к Савлу, будущему Апостолу Павлу, на тот момент еще гонителю Церкви: « Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:4,5)
Но Савл не гнал непосредственно Иисуса — и не мог. Он гнал Церковь. Однако Господь отождествляет Себя со Своей Церковью; любить Его — значит любить Его Церковь; ненавидеть Его Церковь — значит ненавидеть Его. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4:20,21)
Любить — это нелегко и мы к этому абсолютно не склонны; поэтому мы и говорим о том, что Любовь — это дар Святого Духа, а не что-то, на что мы способны сами по себе. Мы должны признать нашу немощь и нужду, нашу неспособность любить ближнего, и искать дар любви — в молитве, Таинствах Церкви, и твердой решимости обратиться от себя к Богу и ближнему. Только отвернувшись от себя, можно стать звездой; продолжая падать в себя можно превратиться только в черную дыру.
Как сказал Авва Антоний, «от ближнего нам и жизнь и смерть». А это ближнего мы встречаем в Церкви.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.