Почему мы верим словам апостолов о воскресении Христа
Есть ряд возражений против веры в Воскресение… Прекрасно, давайте их рассмотрим.
Неверующие ученые считают, что евангелисты домысливали те или события в Евангелии, вкладывали в уста Иисуса слова, которые он не говорил, и т.д, разве это не подрывает их свидетельство о Воскресении? Нет. Конечно, их выводы можно критиковать сами по себе — и мы этим еще займемся. Но «точно ли Евангелия передают слова и события из жизни Иисуса» и «воскрес ли Иисус из мертвых» — это разные вопросы.
С точки зрения апологетики мы подходим к Новому Завету не как к боговдохновенному тексту (наш оппонент в это не верит), а как к сборнику исторических документов, из которых видно, во что верила определенная группа людей в определенное время.
Критика тех или иных деталей этих текстов ничего не меняет в тех фактах, о которых мы уже говорили — 1. Иисус существовал, 2. Он был распят 3. Вскоре после Его смерти и погребения ученики стали проповедовать, что Он воскрес из мертвых, и что Он — Мессия и Спаситель.
Ученики, которые надеялись на то, что Иисус должен «избавить Израиля», пребывают в глубоком унынии после Его страшной смерти — и вдруг происходит что-то, что полностью их меняет — и они отправляются смело, несмотря на угрозы пыток и смерти, проповедовать, что Иисус воскрес из мертвых, что Он — Мессия и Спаситель.
Вопрос «что именно произошло?» никак не снимается разговорами о возможных добавлениях в Евангелиях. Без какого-то решающего события, которое побудило бы учеников уверовать в то, что Иисус воскрес и послал их проповедовать Евангелие всей твари, у нас бы просто не было ни апостольской Церкви, ни Евангелий.
Исследования показывают, что люди могут ошибаться, создавать ложные воспоминания, домысливать события — даже не отдавая себе в этом отчета. Не может ли это объяснять Воскресение?
Воскресение — нет. В лучшем случае, это могло бы объяснять какие-то второстепенные детали. Приведу пример. Больше 25 лет назад я женился и крестился в один и тот же день. Это значимый для меня день, я хорошо помню последовательность событий, кто присутствовал, какие были сказаны слова, и смогу все это последовательно описать. Более того, это могут описать другие люди, присутствовавшие на свадьбе.
Возможно, мы перепутаем цвет скатерти. Или блондинка или брюнетка вела запись в ЗАГСе. Это не исключено. Но если кто-то скажет, что сам факт свадьбы не имел места из-за того, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, людям хочется верить, что они женаты и счастливы в браке, есть масса опытов, показывающих, как люди конструируют ложные воспоминания — это вряд ли кого-то убедит.
Я помню, что я женился, жена помнит, родители помнят, гости на свадьбе помнят — тут и спорить не о чем. Более того, еще через 20 лет, если буду жив и здоров, я тоже буду это хорошо помнить.
Поэтому когда мне говорят, что свидетельство Апостолов о Воскресении надо отклонить на том основании, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, меня это не убеждает — я исхожу из того, что у Апостолов примерно такая же память, как у меня, у меня нет оснований считать, что хуже — и что они в состоянии помнить значимые для них события.
Но вы же сами с сомнением отнесетесь к сообщением о сверхъестественных явлениях за пределами христианской традиции — почему будет разумно доверять сообщениям о Воскресении?
Более того, и внутри христианской традиции мы призваны проявлять осторожность и трезвение, когда сталкиваемся с сообщениями о чудесах. На свете существует множество фальшивых алмазов, и нам надо проявлять осторожность, чтобы не ухватиться за подделку. Но существование фальшивых алмазов не опровергает существования настоящих. Поэтому надо просто внимательно рассматривать конкретные свидетельства. Если сообщения о чудесах будут также хорошо засвидетельствованы, как Воскресение Христово, то да, надо будет признать, что нечто сверхъестественное произошло — а потом уже искать причины этого. Мы, христиане, верим в то, что в мире действуют сверхъестественные силы, это не является для нас принципиальной проблемой.
Другое дело, когда люди отвергают свидетельство о Воскресении на основании заранее принятого убеждения, что сверхъестественных явлений не бывает, потому что не может быть никогда.
Почему такая (материалистическая) картина ошибочна, мы говорили раньше. Но в любом случае, тут человек исходит не из имеющихся свидетельств, а из заранее принятой картины мира, которую у нас нет оснований принимать по умолчанию.
Некоторые люди заявляют, что их похищали инопланетяне — почему вы относитесь к их сообщениям со скептической насмешкой, но верите сообщениям Апостолов? Потому, что аналогия не работает. Сообщения о похищениях инопланетянами исходят от отдельных лиц, причем лиц, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе благосклонное внимание публики, особенно журналистов и издателей.
Сообщения о Воскресении исходят от группы согласных между собой людей, которые отнюдь не получают от них никакой выгоды — а, напротив, сталкиваются с гонениями. Если бы мы имели сообщения группы людей, которые все вместе побывали на борту инопланетного корабля, это глубочайшим образом изменило их жизнь, и они продемонстрировали готовность терпеть страдания, гонения и смерть за свое свидетельство — мы должны были бы признать, что некий опыт, который они восприняли как пребывание на борту инопланетного корабля у них, определенно, был. То ли инопланетяне, то ли какие-то еще более неприятные личности их действительно похищали. Но ничего подобного в анналах уфологии нет.
Все, что мы знаем о природе, говорит о том, что мертвые не воскресают. Поэтому сообщения о Воскресении гораздо разумнее счесть ложью, галлюцинацией, чем угодно, но не опровержением наших знаний о природе.Воскресение (как и чудеса вообще) и не опровергает наших знаний о природе. В природе мертвое тело разлагается, в нем происходят такие-то необратимые процессы — и христианам в голову не приходит с этим спорить. Это было прекрасно известно и во времена Апостолов. Но чудеса не являются природными явлениями. Они являются вмешательством внешней по отношению к природе силы.
Апостолы не проповедуют «как это иногда бывает в природе, Иисус воскрес». Они проповедуют, что «Бог воскресил его из мертвых». Это никак не ставит под вопрос тот факт, что «в природе», то есть вне уникального Божиего вмешательства, мертвые не воскресают.
Неверующие ученые считают, что евангелисты домысливали те или события в Евангелии, вкладывали в уста Иисуса слова, которые он не говорил, и т.д, разве это не подрывает их свидетельство о Воскресении? Нет. Конечно, их выводы можно критиковать сами по себе — и мы этим еще займемся. Но «точно ли Евангелия передают слова и события из жизни Иисуса» и «воскрес ли Иисус из мертвых» — это разные вопросы.
С точки зрения апологетики мы подходим к Новому Завету не как к боговдохновенному тексту (наш оппонент в это не верит), а как к сборнику исторических документов, из которых видно, во что верила определенная группа людей в определенное время.
Критика тех или иных деталей этих текстов ничего не меняет в тех фактах, о которых мы уже говорили — 1. Иисус существовал, 2. Он был распят 3. Вскоре после Его смерти и погребения ученики стали проповедовать, что Он воскрес из мертвых, и что Он — Мессия и Спаситель.
Ученики, которые надеялись на то, что Иисус должен «избавить Израиля», пребывают в глубоком унынии после Его страшной смерти — и вдруг происходит что-то, что полностью их меняет — и они отправляются смело, несмотря на угрозы пыток и смерти, проповедовать, что Иисус воскрес из мертвых, что Он — Мессия и Спаситель.
Вопрос «что именно произошло?» никак не снимается разговорами о возможных добавлениях в Евангелиях. Без какого-то решающего события, которое побудило бы учеников уверовать в то, что Иисус воскрес и послал их проповедовать Евангелие всей твари, у нас бы просто не было ни апостольской Церкви, ни Евангелий.
Исследования показывают, что люди могут ошибаться, создавать ложные воспоминания, домысливать события — даже не отдавая себе в этом отчета. Не может ли это объяснять Воскресение?
Воскресение — нет. В лучшем случае, это могло бы объяснять какие-то второстепенные детали. Приведу пример. Больше 25 лет назад я женился и крестился в один и тот же день. Это значимый для меня день, я хорошо помню последовательность событий, кто присутствовал, какие были сказаны слова, и смогу все это последовательно описать. Более того, это могут описать другие люди, присутствовавшие на свадьбе.
Возможно, мы перепутаем цвет скатерти. Или блондинка или брюнетка вела запись в ЗАГСе. Это не исключено. Но если кто-то скажет, что сам факт свадьбы не имел места из-за того, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, людям хочется верить, что они женаты и счастливы в браке, есть масса опытов, показывающих, как люди конструируют ложные воспоминания — это вряд ли кого-то убедит.
Я помню, что я женился, жена помнит, родители помнят, гости на свадьбе помнят — тут и спорить не о чем. Более того, еще через 20 лет, если буду жив и здоров, я тоже буду это хорошо помнить.
Поэтому когда мне говорят, что свидетельство Апостолов о Воскресении надо отклонить на том основании, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, меня это не убеждает — я исхожу из того, что у Апостолов примерно такая же память, как у меня, у меня нет оснований считать, что хуже — и что они в состоянии помнить значимые для них события.
Но вы же сами с сомнением отнесетесь к сообщением о сверхъестественных явлениях за пределами христианской традиции — почему будет разумно доверять сообщениям о Воскресении?
Более того, и внутри христианской традиции мы призваны проявлять осторожность и трезвение, когда сталкиваемся с сообщениями о чудесах. На свете существует множество фальшивых алмазов, и нам надо проявлять осторожность, чтобы не ухватиться за подделку. Но существование фальшивых алмазов не опровергает существования настоящих. Поэтому надо просто внимательно рассматривать конкретные свидетельства. Если сообщения о чудесах будут также хорошо засвидетельствованы, как Воскресение Христово, то да, надо будет признать, что нечто сверхъестественное произошло — а потом уже искать причины этого. Мы, христиане, верим в то, что в мире действуют сверхъестественные силы, это не является для нас принципиальной проблемой.
Другое дело, когда люди отвергают свидетельство о Воскресении на основании заранее принятого убеждения, что сверхъестественных явлений не бывает, потому что не может быть никогда.
Почему такая (материалистическая) картина ошибочна, мы говорили раньше. Но в любом случае, тут человек исходит не из имеющихся свидетельств, а из заранее принятой картины мира, которую у нас нет оснований принимать по умолчанию.
Некоторые люди заявляют, что их похищали инопланетяне — почему вы относитесь к их сообщениям со скептической насмешкой, но верите сообщениям Апостолов? Потому, что аналогия не работает. Сообщения о похищениях инопланетянами исходят от отдельных лиц, причем лиц, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе благосклонное внимание публики, особенно журналистов и издателей.
Сообщения о Воскресении исходят от группы согласных между собой людей, которые отнюдь не получают от них никакой выгоды — а, напротив, сталкиваются с гонениями. Если бы мы имели сообщения группы людей, которые все вместе побывали на борту инопланетного корабля, это глубочайшим образом изменило их жизнь, и они продемонстрировали готовность терпеть страдания, гонения и смерть за свое свидетельство — мы должны были бы признать, что некий опыт, который они восприняли как пребывание на борту инопланетного корабля у них, определенно, был. То ли инопланетяне, то ли какие-то еще более неприятные личности их действительно похищали. Но ничего подобного в анналах уфологии нет.
Все, что мы знаем о природе, говорит о том, что мертвые не воскресают. Поэтому сообщения о Воскресении гораздо разумнее счесть ложью, галлюцинацией, чем угодно, но не опровержением наших знаний о природе.Воскресение (как и чудеса вообще) и не опровергает наших знаний о природе. В природе мертвое тело разлагается, в нем происходят такие-то необратимые процессы — и христианам в голову не приходит с этим спорить. Это было прекрасно известно и во времена Апостолов. Но чудеса не являются природными явлениями. Они являются вмешательством внешней по отношению к природе силы.
Апостолы не проповедуют «как это иногда бывает в природе, Иисус воскрес». Они проповедуют, что «Бог воскресил его из мертвых». Это никак не ставит под вопрос тот факт, что «в природе», то есть вне уникального Божиего вмешательства, мертвые не воскресают.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Это становится забавой для идиотов. Но нам — то зачем впаривают этот древнежидовский блевонтин? 21 век!, а нас считают невеждами каменного века. Ведь всем известно, что религия играет роль уздечки от олигархата и служит исключительно паразитическим структурам нашего общества.
- ↓