Умный или хитрый
Рассказывает Александр Ткаченко: как-то раз на приходской кухне пили мы чай с бабушкой Полей. Неспешно беседовали о том, о сем.
И вдруг она спрашивает меня:
— Сашк, а вот скажи – ты умный или хитрый?
Я едва не поперхнулся от такого разворота темы:
— Баба Поля, это ты к чему спросила? Вроде, говорили-то совсем не о том.
Собеседница расплылась в довольной улыбке и шутливо погрозила мне пальцем:
— А-а… Вот и видно, что хитрый ты. Прямо ответить не хочешь, все юлишь-изворачиваешься.
Подловила, значит. Ну чего ж… Один-ноль в пользу бабы Поли. Я ведь и в самом деле не знал, что ответить на ее вопрос. Только и оставалось, что – юлить.
С тех пор прошло уже лет двадцать. Не один раз я вспоминал тот наш разговор, пытаясь разобраться – в чем, все-таки разница между умом и хитростью.
Вот, например, есть такое определение: ум позволяет решить проблему, а хитрость – обойти ее. Вроде, с формальной точки зрения все правильно и красиво. Но даже народная мудрость говорит о том, что умение обойти проблему свидетельствует как раз о наличии ума – «умный в гору не пойдет…» — ну и так далее.
Сегодня я бы сформулировал свою версию ответа так. Хитрость – один из способов действия ума, когда все его способности направлены на получение какой-либо выгоды в обход существующих правил. Вообще, нужно сказать, что хитрость – это однокоренное слово с «похитить», «хищник». Праславянский корень хуtrъ – от хytiti, хvatati – хи́тить, хвата́ть. Кстати, и схожее по смыслу слово «ловкий» имеет такое же – «охотничье» – происхождение: ловец; тот, кто умеет ловить добычу.
Ежели хитрость понимать таким образом, то, пожалуй, баба Поля была права: я скорее – хитрый, нежели бесхитростный. Но относить это качество к безусловному нравственному негативу все же не стал бы.
Например, святитель Григорий Нисский говорит о домостроительстве нашего спасения ни много, ни мало — как о Божественной хитрости: по его мысли, человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества – «диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его».
А в ирмосе 9-й песни 7 гласа и Сам Иисус Христос назван — всехитрецом:
«Нетления искушением рождшая,/ и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая,/ Мати неискусомужная, Дево Богородице,/ Приятелище Нестерпимаго, Село Невместимаго Зиждителя Твоего,// Тя величаем».
Правда, в греческом тексте здесь стоит слово, которое можно было бы перевести скорее как – «всеумелец». Но ведь почему-то наши русские переводчики все же поставили в церковно-славянском тексте «всехитреца».
И, наконец – знаменитые Евангельские слова …Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). «Восхищают» – красиво звучит и поэтично, спору нет. Однако, по сути, обозначает все то же «хитить-хватать», что и «похищают». Собственно, в греческом тексте это место и описано как силовой захват чужой крепости. В вопросах к преподобному Антонию Великому такая трактовка звучит вполне определенно: «…Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают«? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?»
Святитель Иларий Пиктавийский в своем толковании на это место также говорит именно – о похищении с применением силы: «…Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников».
Нетрудно увидеть, что праславянский корень хуtrъ и здесь оставил свой след.
Поэтому, сегодня я вовсе не стыжусь отнести к себе то, давнее определение бабы Поли. Не зазорно быть хитрым верующему человеку, у которого Бог называется – всехитрецом, а таинство спасения – Божественной хитростью. Главное, употреблять это качество не для обмана других людей, а исключительно против собственных греховных привычек.
Есть же, в конце концов, такое выражение – военная хитрость. Вот, в войне против своих грехов, страстей и страстишек ее и следует применять. Там где не можешь победить в лобовой атаке. Например, через одну такую хитрость я когда-то бросил курить всего за три дня. Но это уже совсем другая история.
И вдруг она спрашивает меня:
— Сашк, а вот скажи – ты умный или хитрый?
Я едва не поперхнулся от такого разворота темы:
— Баба Поля, это ты к чему спросила? Вроде, говорили-то совсем не о том.
Собеседница расплылась в довольной улыбке и шутливо погрозила мне пальцем:
— А-а… Вот и видно, что хитрый ты. Прямо ответить не хочешь, все юлишь-изворачиваешься.
Подловила, значит. Ну чего ж… Один-ноль в пользу бабы Поли. Я ведь и в самом деле не знал, что ответить на ее вопрос. Только и оставалось, что – юлить.
С тех пор прошло уже лет двадцать. Не один раз я вспоминал тот наш разговор, пытаясь разобраться – в чем, все-таки разница между умом и хитростью.
Вот, например, есть такое определение: ум позволяет решить проблему, а хитрость – обойти ее. Вроде, с формальной точки зрения все правильно и красиво. Но даже народная мудрость говорит о том, что умение обойти проблему свидетельствует как раз о наличии ума – «умный в гору не пойдет…» — ну и так далее.
Сегодня я бы сформулировал свою версию ответа так. Хитрость – один из способов действия ума, когда все его способности направлены на получение какой-либо выгоды в обход существующих правил. Вообще, нужно сказать, что хитрость – это однокоренное слово с «похитить», «хищник». Праславянский корень хуtrъ – от хytiti, хvatati – хи́тить, хвата́ть. Кстати, и схожее по смыслу слово «ловкий» имеет такое же – «охотничье» – происхождение: ловец; тот, кто умеет ловить добычу.
Ежели хитрость понимать таким образом, то, пожалуй, баба Поля была права: я скорее – хитрый, нежели бесхитростный. Но относить это качество к безусловному нравственному негативу все же не стал бы.
Например, святитель Григорий Нисский говорит о домостроительстве нашего спасения ни много, ни мало — как о Божественной хитрости: по его мысли, человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества – «диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его».
А в ирмосе 9-й песни 7 гласа и Сам Иисус Христос назван — всехитрецом:
«Нетления искушением рождшая,/ и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая,/ Мати неискусомужная, Дево Богородице,/ Приятелище Нестерпимаго, Село Невместимаго Зиждителя Твоего,// Тя величаем».
Правда, в греческом тексте здесь стоит слово, которое можно было бы перевести скорее как – «всеумелец». Но ведь почему-то наши русские переводчики все же поставили в церковно-славянском тексте «всехитреца».
И, наконец – знаменитые Евангельские слова …Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). «Восхищают» – красиво звучит и поэтично, спору нет. Однако, по сути, обозначает все то же «хитить-хватать», что и «похищают». Собственно, в греческом тексте это место и описано как силовой захват чужой крепости. В вопросах к преподобному Антонию Великому такая трактовка звучит вполне определенно: «…Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают«? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?»
Святитель Иларий Пиктавийский в своем толковании на это место также говорит именно – о похищении с применением силы: «…Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников».
Нетрудно увидеть, что праславянский корень хуtrъ и здесь оставил свой след.
Поэтому, сегодня я вовсе не стыжусь отнести к себе то, давнее определение бабы Поли. Не зазорно быть хитрым верующему человеку, у которого Бог называется – всехитрецом, а таинство спасения – Божественной хитростью. Главное, употреблять это качество не для обмана других людей, а исключительно против собственных греховных привычек.
Есть же, в конце концов, такое выражение – военная хитрость. Вот, в войне против своих грехов, страстей и страстишек ее и следует применять. Там где не можешь победить в лобовой атаке. Например, через одну такую хитрость я когда-то бросил курить всего за три дня. Но это уже совсем другая история.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.