Чтобы жертвовать, нужно копить?
Богатство и Бог. Деньги и храм. Сытость и святость. Как все это сочетается в голове человека? Размышляет священник Константин Камышанов в своей проповеди на сегодняшнее Евангельское чтение о двух господах.
Деньги и Церковь. Этот вопрос стал как никогда актуальным в Русской Православной Церкви. Войны давно не было. Народ стал сытым. И возник запрос на оправдание сытости, миллионов, бизнеса и достатка в глазах Бога. А если можно быть богатым и сытым, то насколько? Квартира в центре Москвы и доход в двести пятьдесят тысяч – это уже грех или еще не грех?
Миллионеры едут на Афон и ищут оправдания своего бизнеса и жадности, внося откупное. Те клирики, которые стяжали богатство, оправдывают свое миллионерское житье требованием представительского статуса должности. Простые миряне оправдывают сребролюбие страхом старости, болезни, голода, войны.
А что? Если не будет избытка денег, то никто не сможет подать милостыню, помочь стройке храма, заказать икону, дать денег чужому больному ребенку. Если бы Пушкин был нищим, он смог бы написать свои стихи, Толстой – романы, Чайковский – музыку? Какие искусства может произвести человек, страдающий от нищеты и унижения? Что может быть доброго из унылых и замызганных подъездов хрущевок?
И кажется убедительным такое рассуждение: Бог хочет человеку блага. Благо – есть покой в Боге. Следовательно, если я имею все, что необходимо для сытой и комфортной жизни, то это и есть план Бога обо мне и угодно Ему. Потому что, когда меня не отвлекает забота о хлебе насущном, я могу больше времени посвятить благодарению Богу, молитве и милосердию. Почему Богу должно быть плохо, когда человек сыт и спокоен?
С какой стороны ни зайди, ум легко находит оправдания богатству. Ум лукав. Поэтому пришел Бог и рассудил, как и что, лучше нас. Вчитаемся в слова сегодняшнего Евангелия:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).
Вдумаемся в каждое слово.
Два господина. Один господин – Бог. Второй господин – Рубль. Обратим внимание: Христос говорит не о слуге Рубле, а о господине. Иоанн Лествичник уточняет роль денег, которые почти никогда не бывают слугами и обманывают нас:
Начинается сребролюбие предположением раздаяния милостыни, а кончается ненавистью к бедным. И он (сребролюбец), пока собирает, милостив бывает, а как скоро набрал, – и руки сжал.
Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо.
Корень всех зол есть и именуется сребролюбие, потому что оно производит ненависть, татьбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийства.
Святой муж тонко заметил, что деньги не только убивают, став нашими господами, но и убивают душу даже одной только любовью к ним. Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Христос отметает возможность любить сразу двух господ, Христа и Рубль, по причине разности их природы. Если любишь Рубль, любить Бога невозможно. Если любишь сытость, покой и негу, никогда в них не обретешь Бога. Потому что покой и сытость оглушают и ослепляют душу.
Иоанн Лествичник:
Нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов, и будто им молится.
Евангелие подмечает ложь и обман беса сребролюбия:
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6:25).Лествичник уточняет методы обмана души бесом:
Не говори, что имеешь нужду собирать для нищих (чтоб чрез помощь им получить Царствие), ибо Царствие можно купить и за две лепты.
Сребролюбец есть осмеятель и добровольный нарушитель Евангелия. (Дух Евангелия – любовь.) Но кто имеет любовь, тот не убережет денег. Загадывающий ужиться с тем и другим (с любовью и деньгами) сам себя обманывает.
Не тот богат, кто много имеет, но тот, кто никакой вещи не требует назад. И не тот богат, кто много имеет, но тот, кто много дает. Хочешь ли обогатиться? Имей другом себе Бога, и будешь богатейшим из всех.
Но у Бога нет осуждения достатка как такового. Христос осуждает не наш телесный покой, а ситуацию, когда сытость борется с Богом. Когда деньги из слуги превращаются в Господина. Христос отвергает господство Рубля. Бог требует передать Ему нашу заботу о своем материальном положении:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? …Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:26, 34).Что же получается в итоге: быть нищим? Но как же так. Ведь жить совсем без денег нельзя! Надо платить за квартиру. Купить ребенку ранец. Позаботиться о старой матери. Ну и просто отдохнуть от трудов праведных. Ведь в такой заботе нет греха? Или все-таки можно иметь немного денег, и если иметь, то сколько?
Христос не осуждает такую заботу и такое стяжание. Потому что в этом случае Бог остается Господином человека. И человек, заботясь о пожилых родителях, добывая деньги, все имущество тратит ради любви, жертвуя достаток, через людей служит Богу.
Господь не определил быть всем нищими. Он каждому дал свою меру богатства. Кому-то положил мало, зная, что этот человек спасется и так. Немощным дал больше, потому что знает, что он слаб и его надо поддержать. А третьим дал денег, как Своим бухгалтерам, в надежде на то, что они станут Его руками, раздающими милостыню. У Бога нет единой меры достатка.
Господь, посылая нас в этот мир, знал, что российские пенсии относительно западных пенсий маленькие. Он посылал нас в мир, зная, что наша медицина хуже западной и что наше питание хуже питания ресторанов Парижа. Но Бог также знал, что наше спасение и счастье абсолютно не зависит от того, вкушаем мы благословенный хамам или картошку с селедкой. Мы преувеличиваем драматизм своего положения, связывая его с медициной, пенсией и деньгами.
Лествичник:
Видел я нищих деньгами, которые, живя жизнью нищих духом, обогатились духовно и забыли о прежней своей нищете.
Нестяжательный отложил все заботы (о земном), не печется о жизни и житейском и шествует путем своим без препон. Он – владыка мира, всю печаль свою возвергший на Бога. Не скажет он человеку о своей нужде, но все приходящее приемлет, как от руки Господней.
У гроба нет карманов, в Раю нет денег, и Бог готовит нас к безденежной жизни в Раю. Не количество денег важно для Бога, а наше равнодушие к деньгам и наша власть над деньгами. Есть деньги – хорошо. Нет денег – тоже не плохо. Бог не смотрит на наш кошелек. Он рядом с теми, у кого сердце богато любовью.
Когда болеешь, то так не думаешь. Отчаянно ищешь денег. Нестяжательство выглядит лицемерием и фальшью. Но бывает, дело доходит до реанимации или человек становится перед лицом смерти. Тогда, вдруг, наступает ощущение своего бессилия и в свете смерти деньги теряют силу и значение. Перед лицом смерти четко и ясно высвечивается простая истина: главная ценность – сама жизнь. А в жизни главное – любовь. Увидев смерть, понимаешь, что вся эта суета: деньги, работа, счет в Сбербанке, квартиры – тлен и пустота. Близость смерти отгораживает человека от денег, и открывается истина:
Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи.Здесь открывается секрет попечения Бога о человеке: чем больше человек доверяет Богу, чем он более уступает Богу свою заботу и печаль, тем более Бог заполняет его благодатью и тем лучше Бог устраивает нашу жизнь и счастье.
Здесь открывается секрет веры, ибо сребролюбие есть дщерь неверия.
Вера есть смерть сребролюбия.
Без веры человек – слепой глупец. Безверие – это капитал сатаны. Деньги без веры – яд и смерть. А мы, все это зная, все равно ропщем и ноем перед Богом, ища способ соединить деньги и Бога. Но нам эта наука не дается. Мы выторговываем у Бога меру полную и нагнетенную, чтобы и Дух Святой на нас почил, и капитал отягощал мошну, как у царя Мелхиседека.
Такая мера есть. Но она не выторговывается. Она дается Богом. Бог дал нам всем разную меру.
Работаешь банкиром? Трудись, как Бог дал, понимая себя не столько директором банка, сколько слугой Бога, откомандированным на это незавидное место, где деньги травят душу хуже дуста. Служи Богу через людей, будь великодушен и справедлив, и спасешься.
Дал Бог среднюю меру? Береги душу от этого наилучшего состояния плоти. По сравнению с миллионерами мало забот. По сравнению с нищими нет терзаний голода и страха. Жизнь легка и проста. Это очень опасное состояние приятной беззаботности, потому что тут душа может легко заснуть в простой и сытой тишине. Следи за тем, чтобы совесть не обличала тебя и Бог был во всех делах твоих, и спасешься.
Бог дал нищету? Береги благодать и свет на сердце, которым Господь обильно обогащает нищих. Не завидуй и делись двумя лептами – они Богу дороже миллионов, и спасешься. Две лепты нищего открывают двери Рая лучше всяких ключей.
И во всех случаях следи за сердцем и за тем, чтобы на нем всегда был Дух Святой. Сердце, согретое благодатью Бога, скажет уму о том, сколько денег должен отдать банкир на храм и хоспис, и как нищий может купить себе Царство Небесное.
Бойся власти денег. Всю жизнь заставляй себя властвовать деньгами и быть нечувствительным к их власти и силе. Борись с жадностью всю жизнь, как с хронической болезнью. Ищи добрые дела и непрерывно жертвуй, что можешь. Жертва Христа ради для сердца – как вода для цветка в горшке. Чуть забыл полить, цветок и умер. Чуть зажал деньги, и бес сребролюбия снова воскрес и снова пленил душу.
Мера богатства – пропорциональная мере удаления от Бога. Ничто не идеализируется. И нищета может сгубить, если нищего удаляет от Бога забота о хлебе. А если в своей заботе о Боге забывает богатый, то богатство ему в смерть. Если наш труд удаляет нас от Бога и мы не видим в своей работе служения Богу, значит, работа нам в погибель.
Мера имения определяется тем объемом, который занимает в сердце Бог и забота. Кого больше, того и сердце. Важно давать себе отчет в том и наблюдать за тем, не вытесняет ли забота Бога из сердца. И если мы решили отдать сердце Богу, то должны быть готовы к тому, что Бог начнет им распоряжаться по-Своему, извещая наш правильный выбор наличием благодати. Бог, придя в сердце, решает, какую меру нестяжательности должен принять человек. И никто не сомневается, как Бог распорядится нашим богатством… Но:
Как променивающие золото на глину делают себе большой убыток, так и те, которые для приобретения телесных выгод объявляют и разглашают о своих духовных успехах, получают один убыток.Это как нужно не любить Бога, чтобы полюбить деньги? Это что должно случиться с головой, чтобы ум не видел Бога? Искать богатства и любить деньги можно, только совсем не зная Бога.
У Бога нет ни богатых, ни бедных. У него есть те, кто рядом с Ним, и те, кто далеко. Бог Сам знает, что нам полезно, и когда апостол Павел просил отнять от него скорби, ответил так:
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
Нищий! Не бойся немощи безденежья. Рай не магазин. Там не продают и не покупают. Учись жить без денег.
Богатый! Деньги – обман. Но ими ты можешь оправдаться перед Богом, если возьмешь над ними власть и заставишь их служить Богу, Церкви и людям.
Боишься старости, болезней, черного дня? Они, без Бога, обязательно тебя настигнут. Мы не в состоянии бороться в одиночку с этим мощным и древним миром.
Но кто поверил этим словам?
– О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.Кто принял слова Отца как правду жизни? Но, может быть, нас убедит наше больное, страдающее сердце, сжимающееся от страха перед будущим?
Человек, приходя в храм, очищает сердце на исповеди и на краткий миг принимает, с причастием, благодать Духа Святого, которая прогоняет и страх, и боль. Благодать на миг разгоняет тучи над помраченным умом и дает ему узреть Бога и убедиться в истине:
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Пойдем в храм. Очистим там сердце. Подождем, когда благодать Святого Духа расчистит над нашей головой тучи, скрывающие Бога. И дождемся того, когда мысль, подобная молнии, озарит нашу душу:
У меня только один Господин – мой Бог! И поэтому мне нечего бояться. Он мой Отец. Он моя Любовь. И другого не надо.
Деньги и самообман
Может ли быть богатой Церковь, епископ, священник и простой мирянин? Почему Бог разрешил быть богатым Аврааму и царю Давиду, а святые отцы настаивают на нищете? Может быть, мирским все-таки можно быть богатым, а у монахов своя мера, свой пост и свой устав?Деньги и Церковь. Этот вопрос стал как никогда актуальным в Русской Православной Церкви. Войны давно не было. Народ стал сытым. И возник запрос на оправдание сытости, миллионов, бизнеса и достатка в глазах Бога. А если можно быть богатым и сытым, то насколько? Квартира в центре Москвы и доход в двести пятьдесят тысяч – это уже грех или еще не грех?
Миллионеры едут на Афон и ищут оправдания своего бизнеса и жадности, внося откупное. Те клирики, которые стяжали богатство, оправдывают свое миллионерское житье требованием представительского статуса должности. Простые миряне оправдывают сребролюбие страхом старости, болезни, голода, войны.
А что? Если не будет избытка денег, то никто не сможет подать милостыню, помочь стройке храма, заказать икону, дать денег чужому больному ребенку. Если бы Пушкин был нищим, он смог бы написать свои стихи, Толстой – романы, Чайковский – музыку? Какие искусства может произвести человек, страдающий от нищеты и унижения? Что может быть доброго из унылых и замызганных подъездов хрущевок?
И кажется убедительным такое рассуждение: Бог хочет человеку блага. Благо – есть покой в Боге. Следовательно, если я имею все, что необходимо для сытой и комфортной жизни, то это и есть план Бога обо мне и угодно Ему. Потому что, когда меня не отвлекает забота о хлебе насущном, я могу больше времени посвятить благодарению Богу, молитве и милосердию. Почему Богу должно быть плохо, когда человек сыт и спокоен?
С какой стороны ни зайди, ум легко находит оправдания богатству. Ум лукав. Поэтому пришел Бог и рассудил, как и что, лучше нас. Вчитаемся в слова сегодняшнего Евангелия:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).
Вдумаемся в каждое слово.
Два господина. Один господин – Бог. Второй господин – Рубль. Обратим внимание: Христос говорит не о слуге Рубле, а о господине. Иоанн Лествичник уточняет роль денег, которые почти никогда не бывают слугами и обманывают нас:
Начинается сребролюбие предположением раздаяния милостыни, а кончается ненавистью к бедным. И он (сребролюбец), пока собирает, милостив бывает, а как скоро набрал, – и руки сжал.
Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо.
Корень всех зол есть и именуется сребролюбие, потому что оно производит ненависть, татьбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийства.
Святой муж тонко заметил, что деньги не только убивают, став нашими господами, но и убивают душу даже одной только любовью к ним. Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Христос отметает возможность любить сразу двух господ, Христа и Рубль, по причине разности их природы. Если любишь Рубль, любить Бога невозможно. Если любишь сытость, покой и негу, никогда в них не обретешь Бога. Потому что покой и сытость оглушают и ослепляют душу.
Иоанн Лествичник:
Нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов, и будто им молится.
Евангелие подмечает ложь и обман беса сребролюбия:
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6:25).Лествичник уточняет методы обмана души бесом:
Не говори, что имеешь нужду собирать для нищих (чтоб чрез помощь им получить Царствие), ибо Царствие можно купить и за две лепты.
Сребролюбец есть осмеятель и добровольный нарушитель Евангелия. (Дух Евангелия – любовь.) Но кто имеет любовь, тот не убережет денег. Загадывающий ужиться с тем и другим (с любовью и деньгами) сам себя обманывает.
Когда сытость борется с Богом
Мы можем возразить, что мы-то точно не рабы денег и Христа ставим на первое место и, следовательно, имеем право на веру и богатство. А ты сам имеешь власть над деньгами? А что будет, если ты лишишься сбережений? Если взяли долг и не вернули? Если просто потеряешь кошелек? Не огорчаешься ли ты от потерянной пятитысячной купюры? Ты сам точно останешься невозмутим, как писано:Не тот богат, кто много имеет, но тот, кто никакой вещи не требует назад. И не тот богат, кто много имеет, но тот, кто много дает. Хочешь ли обогатиться? Имей другом себе Бога, и будешь богатейшим из всех.
Но у Бога нет осуждения достатка как такового. Христос осуждает не наш телесный покой, а ситуацию, когда сытость борется с Богом. Когда деньги из слуги превращаются в Господина. Христос отвергает господство Рубля. Бог требует передать Ему нашу заботу о своем материальном положении:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? …Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:26, 34).Что же получается в итоге: быть нищим? Но как же так. Ведь жить совсем без денег нельзя! Надо платить за квартиру. Купить ребенку ранец. Позаботиться о старой матери. Ну и просто отдохнуть от трудов праведных. Ведь в такой заботе нет греха? Или все-таки можно иметь немного денег, и если иметь, то сколько?
Христос не осуждает такую заботу и такое стяжание. Потому что в этом случае Бог остается Господином человека. И человек, заботясь о пожилых родителях, добывая деньги, все имущество тратит ради любви, жертвуя достаток, через людей служит Богу.
Господь не определил быть всем нищими. Он каждому дал свою меру богатства. Кому-то положил мало, зная, что этот человек спасется и так. Немощным дал больше, потому что знает, что он слаб и его надо поддержать. А третьим дал денег, как Своим бухгалтерам, в надежде на то, что они станут Его руками, раздающими милостыню. У Бога нет единой меры достатка.
Господь, посылая нас в этот мир, знал, что российские пенсии относительно западных пенсий маленькие. Он посылал нас в мир, зная, что наша медицина хуже западной и что наше питание хуже питания ресторанов Парижа. Но Бог также знал, что наше спасение и счастье абсолютно не зависит от того, вкушаем мы благословенный хамам или картошку с селедкой. Мы преувеличиваем драматизм своего положения, связывая его с медициной, пенсией и деньгами.
Лествичник:
Видел я нищих деньгами, которые, живя жизнью нищих духом, обогатились духовно и забыли о прежней своей нищете.
Нестяжательный отложил все заботы (о земном), не печется о жизни и житейском и шествует путем своим без препон. Он – владыка мира, всю печаль свою возвергший на Бога. Не скажет он человеку о своей нужде, но все приходящее приемлет, как от руки Господней.
У гроба нет карманов, в Раю нет денег, и Бог готовит нас к безденежной жизни в Раю. Не количество денег важно для Бога, а наше равнодушие к деньгам и наша власть над деньгами. Есть деньги – хорошо. Нет денег – тоже не плохо. Бог не смотрит на наш кошелек. Он рядом с теми, у кого сердце богато любовью.
Когда болеешь, то так не думаешь. Отчаянно ищешь денег. Нестяжательство выглядит лицемерием и фальшью. Но бывает, дело доходит до реанимации или человек становится перед лицом смерти. Тогда, вдруг, наступает ощущение своего бессилия и в свете смерти деньги теряют силу и значение. Перед лицом смерти четко и ясно высвечивается простая истина: главная ценность – сама жизнь. А в жизни главное – любовь. Увидев смерть, понимаешь, что вся эта суета: деньги, работа, счет в Сбербанке, квартиры – тлен и пустота. Близость смерти отгораживает человека от денег, и открывается истина:
Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи.Здесь открывается секрет попечения Бога о человеке: чем больше человек доверяет Богу, чем он более уступает Богу свою заботу и печаль, тем более Бог заполняет его благодатью и тем лучше Бог устраивает нашу жизнь и счастье.
Здесь открывается секрет веры, ибо сребролюбие есть дщерь неверия.
Торг неуместен
Вера – это такое состояние, когда человек видит себя рядом с Богом. Когда человек считает Бога умнее себя, добрее себя и сильнее себя. Когда он точно знает, что Бог ему настоящий Отец, который любит человека больше, чем он любит себя сам. Когда человек понимает, что все, что он делает сам, не имея в себе благодати, делает себе во вред. А Бог ежедневно исправляет за него все то, что человек успел наворочать. И тогда человек понимает суть жизни – что лучше сразу во всем уступить Богу и пусть все будет так, как просит сделать Бог.Вера есть смерть сребролюбия.
Без веры человек – слепой глупец. Безверие – это капитал сатаны. Деньги без веры – яд и смерть. А мы, все это зная, все равно ропщем и ноем перед Богом, ища способ соединить деньги и Бога. Но нам эта наука не дается. Мы выторговываем у Бога меру полную и нагнетенную, чтобы и Дух Святой на нас почил, и капитал отягощал мошну, как у царя Мелхиседека.
Такая мера есть. Но она не выторговывается. Она дается Богом. Бог дал нам всем разную меру.
Работаешь банкиром? Трудись, как Бог дал, понимая себя не столько директором банка, сколько слугой Бога, откомандированным на это незавидное место, где деньги травят душу хуже дуста. Служи Богу через людей, будь великодушен и справедлив, и спасешься.
Дал Бог среднюю меру? Береги душу от этого наилучшего состояния плоти. По сравнению с миллионерами мало забот. По сравнению с нищими нет терзаний голода и страха. Жизнь легка и проста. Это очень опасное состояние приятной беззаботности, потому что тут душа может легко заснуть в простой и сытой тишине. Следи за тем, чтобы совесть не обличала тебя и Бог был во всех делах твоих, и спасешься.
Бог дал нищету? Береги благодать и свет на сердце, которым Господь обильно обогащает нищих. Не завидуй и делись двумя лептами – они Богу дороже миллионов, и спасешься. Две лепты нищего открывают двери Рая лучше всяких ключей.
И во всех случаях следи за сердцем и за тем, чтобы на нем всегда был Дух Святой. Сердце, согретое благодатью Бога, скажет уму о том, сколько денег должен отдать банкир на храм и хоспис, и как нищий может купить себе Царство Небесное.
Бойся власти денег. Всю жизнь заставляй себя властвовать деньгами и быть нечувствительным к их власти и силе. Борись с жадностью всю жизнь, как с хронической болезнью. Ищи добрые дела и непрерывно жертвуй, что можешь. Жертва Христа ради для сердца – как вода для цветка в горшке. Чуть забыл полить, цветок и умер. Чуть зажал деньги, и бес сребролюбия снова воскрес и снова пленил душу.
Мера богатства – пропорциональная мере удаления от Бога. Ничто не идеализируется. И нищета может сгубить, если нищего удаляет от Бога забота о хлебе. А если в своей заботе о Боге забывает богатый, то богатство ему в смерть. Если наш труд удаляет нас от Бога и мы не видим в своей работе служения Богу, значит, работа нам в погибель.
Мера имения определяется тем объемом, который занимает в сердце Бог и забота. Кого больше, того и сердце. Важно давать себе отчет в том и наблюдать за тем, не вытесняет ли забота Бога из сердца. И если мы решили отдать сердце Богу, то должны быть готовы к тому, что Бог начнет им распоряжаться по-Своему, извещая наш правильный выбор наличием благодати. Бог, придя в сердце, решает, какую меру нестяжательности должен принять человек. И никто не сомневается, как Бог распорядится нашим богатством… Но:
Как променивающие золото на глину делают себе большой убыток, так и те, которые для приобретения телесных выгод объявляют и разглашают о своих духовных успехах, получают один убыток.Это как нужно не любить Бога, чтобы полюбить деньги? Это что должно случиться с головой, чтобы ум не видел Бога? Искать богатства и любить деньги можно, только совсем не зная Бога.
У Бога нет ни богатых, ни бедных. У него есть те, кто рядом с Ним, и те, кто далеко. Бог Сам знает, что нам полезно, и когда апостол Павел просил отнять от него скорби, ответил так:
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
Нищий! Не бойся немощи безденежья. Рай не магазин. Там не продают и не покупают. Учись жить без денег.
Богатый! Деньги – обман. Но ими ты можешь оправдаться перед Богом, если возьмешь над ними власть и заставишь их служить Богу, Церкви и людям.
Боишься старости, болезней, черного дня? Они, без Бога, обязательно тебя настигнут. Мы не в состоянии бороться в одиночку с этим мощным и древним миром.
Но кто поверил этим словам?
– О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.Кто принял слова Отца как правду жизни? Но, может быть, нас убедит наше больное, страдающее сердце, сжимающееся от страха перед будущим?
Человек, приходя в храм, очищает сердце на исповеди и на краткий миг принимает, с причастием, благодать Духа Святого, которая прогоняет и страх, и боль. Благодать на миг разгоняет тучи над помраченным умом и дает ему узреть Бога и убедиться в истине:
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Пойдем в храм. Очистим там сердце. Подождем, когда благодать Святого Духа расчистит над нашей головой тучи, скрывающие Бога. И дождемся того, когда мысль, подобная молнии, озарит нашу душу:
У меня только один Господин – мой Бог! И поэтому мне нечего бояться. Он мой Отец. Он моя Любовь. И другого не надо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.