Выбираем православный детский лагерь
Скоро лето, и родители заранее думают об отдыхе детей. Для кого-то это будет дача, для кого-то — морские курорты, а кто-то отправит своего ребенка в летний лагерь. Но лагеря бывают разные, в том числе и православные. Как правильно выбрать такой лагерь? Какие тут вообще существуют варианты? Что нужно учитывать?
Об этом рассказывают священник Иоанн Федоринов, более 10 лет занимающийся организацией православных лагерей, и организатор-вожатая Анна Вавилова.
Посторонним вход разрешенЕсть одно распространенное заблуждение: православные лагеря — только для верующих, воцерковленных детей. На самом деле большинство ныне действующих православно ориентированных лагерей (мы предпочитаем именно такой термин) открыты для всех, у кого «специализация» лагеря не вызывает отторжения. Главное, чтобы новички понимали, куда они едут, и с уважением относились к правилам, руководителям и другим участникам.
Задача педагогов лагеря — не воцерковить детей любой ценой, а показать им огромный, глубокий мир православной веры, показать формат человеческих отношений, основанных на христианстве. Какой дальше выбор сделает ребенок, нам знать не дано. Это его свобода и его жизнь.
Есть лагеря «общего профиля», где основная масса детей ранее друг с другом незнакомы, они приезжают из разных регионов. Есть лагеря, организованные церковными приходами или православными молодежными организациями, в эти лагеря, как правило, ездят дети, общающиеся между собой и вне лагеря: в своем приходе, в православной гимназии и т. д. Но и такие лагеря не являются «закрытыми клубами» — туда могут взять ребенка и со стороны.
Есть «стационарные» лагеря, где бытовые условия на уровне хорошего отеля, а есть палаточные, где дети сами обеспечивают свой быт: готовят на костре, моют посуду, стирают. Для воспитания это очень важно: дети, возможно, впервые получают опыт реальной жизни. Организатор православного лагеря «Дружина» протоиерей Михаил Ялов говорит: «Современные дети не знают, что такое жить в лесу. Но только здесь, когда у ребенка отнимают все электронные гаджеты, у него начинается реальная жизнь, противостоящая привычной виртуальной».
Различаются лагеря и по форме воспитывающей деятельности. Где-то это труд (например, дети помогают восстанавливать из руин храм), где-то спорт (водный или пеший туризм), где-то учебная деятельность (углубленное изучение русской истории, православной культуры), где-то упор делается на ролевые игры, где-то — на паломнические поездки и на познавательные экскурсии.
Бывают лагеря семейного типа, где дети живут вместе с родителями и все сообща участвуют в жизни лагеря. Плюсы очевидны: дети не испытывают стрессов от разлуки с родителями, родители получают возможность общаться с детьми в новых обстоятельствах. Но есть и минусы: в присутствии родителей подростку труднее войти в среду сверстников, научиться правильному общению. Между тем подросткам это совершенно необходимо.
Но какого бы типа ни был православно ориентированный лагерь, принцип общий: воспитание через совместную деятельность. Немыслимо, чтобы взрослые просто развлекали детей или предоставляли им возможность бездельничать.
Во-первых, нужно понять, кто организует лагерь, что это за люди, какие педагогические задачи они перед собой ставят, каков их опыт. Для этого нужно не только предварительно изучить сайт лагеря, но и лично пообщаться с вожатыми. Не пренебрегайте родительскими собраниями. Если ваш ребенок уже в подростковом возрасте, желательно взять его на собрание с собой, познакомить с вожатыми и воспитателями. Это нужно и самому ребенку, и вожатым, чтобы лучше представлять будущий контингент.
Во-вторых, можно найти тех, кто уже был в этом лагере, узнать их впечатления. Конечно, следует учитывать фактор субъективности. Родители судят по рассказам детей, а те, с одной стороны, могут преувеличивать негативные впечатления, а с другой — не обратить внимания на нечто важное. Оценки «понравилось — не понравилось» недостаточно — нужно судить по многим параметрам: насколько интересна детям программа лагеря, какие навыки они там приобретают, каковы бытовые условия, как обеспечена безопасность, насколько внимательны и тактичны взрослые и т. д.
В-третьих, поинтересуйтесь, чем занимается команда православного лагеря в течение года, пока готовит программу. Проводит ли она свою школу вожатых? Наличие своей школы свидетельствует о серьезной идейной подготовке проекта и наработанных методиках. То есть это гарантия того, что с вашим ребенком будут заниматься не люди с улицы.
Есть лагеря, где по приезде телефоны у детей забирают и выдают ежедневно в определенное время. В стационарных лагерях можно звонить по городскому телефону.
Понятно желание родителей в любой момент иметь возможность связаться со своим чадом. Но надо учитывать, что не любой момент может быть удобным для общения. Например, вы позвонили, когда ребенок стоит на службе в храме или когда ушел в поход, или играет в футбол. Он может просто забыть зарядить телефон, а вы начинаете паниковать. Поэтому в таких случаях лучше звонить вожатым.
Не стоит давать с собой планшеты, ноутбуки, приставки. Не говоря уже о том, что администрация детского лагеря попросту не имеет возможности обеспечить их сохранность, произойдет то же, что и в случае навороченного смартфона: ребенок не включится в программу лагеря.
А вот дать с собой хорошую книгу, настольную игру, сборник головоломок — полезно. У ребенка будет чем заняться на отдыхе или по пути на экскурсию.
Правильнее всего — насторожиться, но резких движений не делать. Позвоните вожатым, выясните, что происходит, как ребенок адаптируется, ладит ли со сверстниками.
Но вот если такие звонки повторяются изо дня в день — нужно отнестись к ним серьезно. В каких-то случаях ребенка действительно стоит забрать из лагеря.
Однако прежде чем паниковать, родителям стоит вспомнить, а ради чего они отправляли ребенка в лагерь. Ради вкусной еды? Ради того, чтобы все им восхищались? Или все-таки главное — воспитание? Важно, чтобы в этом вопросе родители с педагогами были заодно.
Однако все перечисленное само по себе ничего не значит, если не основано на внутреннем: на формате человеческих отношений, построенном на христианском мировоззрении. Приезжая в православно ориентированный лагерь, ребенок, с одной стороны, попадает в атмосферу любви, доверия, уважения к его личности, а с другой — сталкивается с четкими нравственными нормами. То, на что в светском лагере взрослые чаще всего закрывают глаза — сквернословие, распущенность, издевательства над слабыми, всякого рода скабрезности, — здесь совершенно недопустимо.
Христианское воспитание здесь осуществляется не только благодаря внешним формам деятельности, но и в большей степени благодаря атмосфере, которую создают организаторы.
Вряд ли существует статистика, сколько детей, побывавших в православных лагерях, пришли в Церковь и — что важно! — остались в ней. Но неугасающие энтузиазм и вера педагогов-организаторов православно ориентированных лагерей говорят сами за себя. Не будь отдачи — всё увяло бы довольно быстро. Многолетняя практика показывает, что дети не только находят в православных лагерях верующих друзей, но, вырастая, и сами начинают участвовать в работе, становятся вожатыми.
Об этом рассказывают священник Иоанн Федоринов, более 10 лет занимающийся организацией православных лагерей, и организатор-вожатая Анна Вавилова.
Посторонним вход разрешенЕсть одно распространенное заблуждение: православные лагеря — только для верующих, воцерковленных детей. На самом деле большинство ныне действующих православно ориентированных лагерей (мы предпочитаем именно такой термин) открыты для всех, у кого «специализация» лагеря не вызывает отторжения. Главное, чтобы новички понимали, куда они едут, и с уважением относились к правилам, руководителям и другим участникам.
Задача педагогов лагеря — не воцерковить детей любой ценой, а показать им огромный, глубокий мир православной веры, показать формат человеческих отношений, основанных на христианстве. Какой дальше выбор сделает ребенок, нам знать не дано. Это его свобода и его жизнь.
Какие лагеря бывают
Православно ориентированных лагерей сейчас в России немало, самых разных — по количеству детей, по специализации, по месту расположения, по цене путевки, наконец.Есть лагеря «общего профиля», где основная масса детей ранее друг с другом незнакомы, они приезжают из разных регионов. Есть лагеря, организованные церковными приходами или православными молодежными организациями, в эти лагеря, как правило, ездят дети, общающиеся между собой и вне лагеря: в своем приходе, в православной гимназии и т. д. Но и такие лагеря не являются «закрытыми клубами» — туда могут взять ребенка и со стороны.
Есть «стационарные» лагеря, где бытовые условия на уровне хорошего отеля, а есть палаточные, где дети сами обеспечивают свой быт: готовят на костре, моют посуду, стирают. Для воспитания это очень важно: дети, возможно, впервые получают опыт реальной жизни. Организатор православного лагеря «Дружина» протоиерей Михаил Ялов говорит: «Современные дети не знают, что такое жить в лесу. Но только здесь, когда у ребенка отнимают все электронные гаджеты, у него начинается реальная жизнь, противостоящая привычной виртуальной».
Различаются лагеря и по форме воспитывающей деятельности. Где-то это труд (например, дети помогают восстанавливать из руин храм), где-то спорт (водный или пеший туризм), где-то учебная деятельность (углубленное изучение русской истории, православной культуры), где-то упор делается на ролевые игры, где-то — на паломнические поездки и на познавательные экскурсии.
Бывают лагеря семейного типа, где дети живут вместе с родителями и все сообща участвуют в жизни лагеря. Плюсы очевидны: дети не испытывают стрессов от разлуки с родителями, родители получают возможность общаться с детьми в новых обстоятельствах. Но есть и минусы: в присутствии родителей подростку труднее войти в среду сверстников, научиться правильному общению. Между тем подросткам это совершенно необходимо.
Но какого бы типа ни был православно ориентированный лагерь, принцип общий: воспитание через совместную деятельность. Немыслимо, чтобы взрослые просто развлекали детей или предоставляли им возможность бездельничать.
Критерии отбора
Выбирать лагерь нужно заранее, придерживаясь следующих принципов.Во-первых, нужно понять, кто организует лагерь, что это за люди, какие педагогические задачи они перед собой ставят, каков их опыт. Для этого нужно не только предварительно изучить сайт лагеря, но и лично пообщаться с вожатыми. Не пренебрегайте родительскими собраниями. Если ваш ребенок уже в подростковом возрасте, желательно взять его на собрание с собой, познакомить с вожатыми и воспитателями. Это нужно и самому ребенку, и вожатым, чтобы лучше представлять будущий контингент.
Во-вторых, можно найти тех, кто уже был в этом лагере, узнать их впечатления. Конечно, следует учитывать фактор субъективности. Родители судят по рассказам детей, а те, с одной стороны, могут преувеличивать негативные впечатления, а с другой — не обратить внимания на нечто важное. Оценки «понравилось — не понравилось» недостаточно — нужно судить по многим параметрам: насколько интересна детям программа лагеря, какие навыки они там приобретают, каковы бытовые условия, как обеспечена безопасность, насколько внимательны и тактичны взрослые и т. д.
В-третьих, поинтересуйтесь, чем занимается команда православного лагеря в течение года, пока готовит программу. Проводит ли она свою школу вожатых? Наличие своей школы свидетельствует о серьезной идейной подготовке проекта и наработанных методиках. То есть это гарантия того, что с вашим ребенком будут заниматься не люди с улицы.
Что давать с собой
Давать ли мобильный телефон — вопрос сложный. В некоторых лагерях это не приветствуется: у многих детей сейчас смартфоны, которые являются не только средством связи, но и дают возможность играть, выходить в Интернет и т. д. Внимание ребенка так и останется направленным на виртуальность, он не сможет включиться в жизнь лагеря.Есть лагеря, где по приезде телефоны у детей забирают и выдают ежедневно в определенное время. В стационарных лагерях можно звонить по городскому телефону.
Понятно желание родителей в любой момент иметь возможность связаться со своим чадом. Но надо учитывать, что не любой момент может быть удобным для общения. Например, вы позвонили, когда ребенок стоит на службе в храме или когда ушел в поход, или играет в футбол. Он может просто забыть зарядить телефон, а вы начинаете паниковать. Поэтому в таких случаях лучше звонить вожатым.
Не стоит давать с собой планшеты, ноутбуки, приставки. Не говоря уже о том, что администрация детского лагеря попросту не имеет возможности обеспечить их сохранность, произойдет то же, что и в случае навороченного смартфона: ребенок не включится в программу лагеря.
А вот дать с собой хорошую книгу, настольную игру, сборник головоломок — полезно. У ребенка будет чем заняться на отдыхе или по пути на экскурсию.
«Забери меня отсюда»
Бывает, что через пару дней ребенок звонит родителям: заберите меня отсюда! Аргументы обычно субъективные: еда невкусная, дисциплина строгая, скучно, нагружают всякими занятиями, ребята в комнате плохие… Тут нельзя впадать в крайности. Нельзя ни безоговорочно верить всему, что говорит ребенок, ни с порога отметать все его слова. Обычно такие звонки вызваны трудностью адаптации в первые дни — особенно если ребенок достаточно маленький. Отрыв от родителей, непривычный быт, нехватка опыта общения со сверстниками, просто эмоциональная усталость — все может спровоцировать истерическую реакцию. Но вот проходит день-два — и все нормализуется. Бывает, что взвинченные родители мчатся в лагерь — и застают идиллическую картину: ребенок счастлив, весел и может уже не помнить, что же на него нашло.Правильнее всего — насторожиться, но резких движений не делать. Позвоните вожатым, выясните, что происходит, как ребенок адаптируется, ладит ли со сверстниками.
Но вот если такие звонки повторяются изо дня в день — нужно отнестись к ним серьезно. В каких-то случаях ребенка действительно стоит забрать из лагеря.
Однако прежде чем паниковать, родителям стоит вспомнить, а ради чего они отправляли ребенка в лагерь. Ради вкусной еды? Ради того, чтобы все им восхищались? Или все-таки главное — воспитание? Важно, чтобы в этом вопросе родители с педагогами были заодно.
Что там православного?
Чем же отличаются православно ориентированные лагеря от обычных, светских? Внешне: молитвы утренние и вечерние, перед едой, участие в церковных таинствах, занятия по Закону Божию, изучение Писания, паломнические поездки, беседы со священниками.Однако все перечисленное само по себе ничего не значит, если не основано на внутреннем: на формате человеческих отношений, построенном на христианском мировоззрении. Приезжая в православно ориентированный лагерь, ребенок, с одной стороны, попадает в атмосферу любви, доверия, уважения к его личности, а с другой — сталкивается с четкими нравственными нормами. То, на что в светском лагере взрослые чаще всего закрывают глаза — сквернословие, распущенность, издевательства над слабыми, всякого рода скабрезности, — здесь совершенно недопустимо.
Христианское воспитание здесь осуществляется не только благодаря внешним формам деятельности, но и в большей степени благодаря атмосфере, которую создают организаторы.
Вряд ли существует статистика, сколько детей, побывавших в православных лагерях, пришли в Церковь и — что важно! — остались в ней. Но неугасающие энтузиазм и вера педагогов-организаторов православно ориентированных лагерей говорят сами за себя. Не будь отдачи — всё увяло бы довольно быстро. Многолетняя практика показывает, что дети не только находят в православных лагерях верующих друзей, но, вырастая, и сами начинают участвовать в работе, становятся вожатыми.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.