Бессмертная раса
Священник Лоуренс Фарли, храм святого Германа Аляскинского (Американская Православная Церковь), г. Лэнгли, Канада делится размышлениями о Пасхе.
Недавно я пришел к выводу: лучшее место, где можно понять смысл Пасхи, – это больничное отделение для больных раком, или хоспис, или смертное ложе. Здесь ты обладаешь «иммунитетом» от неправды мира. Ведь мир пытается убедить каждого из нас, что мы – раса бессмертных, и мы никогда не умрём. Но оказавшись в одном из этих мест, понимаешь, что всё это ложь.
Косметическая и похоронная индустрии как будто сговорились убедить нас в том, что мы сохраним молодость, а наша кожа навсегда останется гладкой. СМИ радостно распространяют это послание. Конечно, мы знаем, что это бред, но всё равно на него покупаемся. Наша культура воспевает молодость и показывает её так, будто она продлится вечно. Умершие же становятся невидимыми. «Срок годности» людей тихонько истекает в больничных стенах, и потом их везут в морг. Руководители похоронных контор (есть, конечно, счастливые исключения) делают всё, что от них зависит, чтобы «обезболить» для живущих ужас смерти, и зачастую тело кремируют перед похоронами – их теперь называют «праздником жизни». Тело на таких службах часто отсутствует, и даже если оно есть, то в закрытом гробе. Наши предки* пели: «Посреди жизни мы охвачены смертью» (строка из заупокойной службы из молитвослова Англиканской церкви), но это уже не так. Посреди жизни мы редко встречаем смерть. Раньше люди умирали дома, к погребению их готовили любящие и скорбящие родственники. Теперь у нас есть для этого специальные люди.
Но вся эта культура отрицания отпадает, когда мы наблюдаем за тем, что происходит в отделении для больных раком, хосписе или на смертном ложе. Вопреки нашей культуре отрицания смерти, мы не раса бессмертных, и каждый из нас в своё время окажется на смертном одре. Я был у смертного ложа многих людей и каждый раз заново осознавал, что же на самом деле значит Пасха.
Пасха – это не просто литургический праздник, конец сурового Великого поста. И это не просто исторический «хэппи энд» жизни нашего Господа, «примечание», добавленное после распятия, которое гласит: «И жили они долго и счастливо». Пасха – это обещание Господа, что момент боли, которую мы испытываем на смертном одре, – не конец. Сейчас мы погружены в ужас смерти, но Божий замысел о нас в том, чтобы мы на самом деле стали расой бессмертных. И однажды этот замысел будет воплощён. Наш жизненный путь, который неизбежно ведёт к смертному ложу, – это не путь в небытие, а дорога в радость.
Когда холодная рука смерти закроет нам глаза, мы откроем их в раю. Хотя наше тело и обратится в прах, из которого мы созданы, однажды оно воскреснет и восстанет обновлённым. Пасха – это не только про счастливый конец для Христа, но и для всех нас.
Если мы не веруем во Христа и в Пасху, тогда действительно логично бежать от мысли о смерти. Мы никак не можем изменить страшную судьбу, которая нас ждёт, поэтому зачем о ней думать? Ешь, пей, будь весел и смотри телевизор. Но если то, что Церковь говорит о Христе и о Пасхе – правда, нам не нужны ложь и бегство. Мы можем посмотреть в страшное лицо смерти, улыбнуться и сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор, 15:55). Смерть может бродить по палате для больных раком или по хоспису, она может выть и рычать нам в лицо на смертном одре, но скоро её не станет. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
* Напоминаю, что отец Лоуренс пишет для канадских и американских читателей и поэтому ссылается на близкую для многих из них англиканскую традицию. В Православии мы также можем найти немало текстов с подобным описанием нашей земной жизни.
Недавно я пришел к выводу: лучшее место, где можно понять смысл Пасхи, – это больничное отделение для больных раком, или хоспис, или смертное ложе. Здесь ты обладаешь «иммунитетом» от неправды мира. Ведь мир пытается убедить каждого из нас, что мы – раса бессмертных, и мы никогда не умрём. Но оказавшись в одном из этих мест, понимаешь, что всё это ложь.
Косметическая и похоронная индустрии как будто сговорились убедить нас в том, что мы сохраним молодость, а наша кожа навсегда останется гладкой. СМИ радостно распространяют это послание. Конечно, мы знаем, что это бред, но всё равно на него покупаемся. Наша культура воспевает молодость и показывает её так, будто она продлится вечно. Умершие же становятся невидимыми. «Срок годности» людей тихонько истекает в больничных стенах, и потом их везут в морг. Руководители похоронных контор (есть, конечно, счастливые исключения) делают всё, что от них зависит, чтобы «обезболить» для живущих ужас смерти, и зачастую тело кремируют перед похоронами – их теперь называют «праздником жизни». Тело на таких службах часто отсутствует, и даже если оно есть, то в закрытом гробе. Наши предки* пели: «Посреди жизни мы охвачены смертью» (строка из заупокойной службы из молитвослова Англиканской церкви), но это уже не так. Посреди жизни мы редко встречаем смерть. Раньше люди умирали дома, к погребению их готовили любящие и скорбящие родственники. Теперь у нас есть для этого специальные люди.
Но вся эта культура отрицания отпадает, когда мы наблюдаем за тем, что происходит в отделении для больных раком, хосписе или на смертном ложе. Вопреки нашей культуре отрицания смерти, мы не раса бессмертных, и каждый из нас в своё время окажется на смертном одре. Я был у смертного ложа многих людей и каждый раз заново осознавал, что же на самом деле значит Пасха.
Пасха – это не просто литургический праздник, конец сурового Великого поста. И это не просто исторический «хэппи энд» жизни нашего Господа, «примечание», добавленное после распятия, которое гласит: «И жили они долго и счастливо». Пасха – это обещание Господа, что момент боли, которую мы испытываем на смертном одре, – не конец. Сейчас мы погружены в ужас смерти, но Божий замысел о нас в том, чтобы мы на самом деле стали расой бессмертных. И однажды этот замысел будет воплощён. Наш жизненный путь, который неизбежно ведёт к смертному ложу, – это не путь в небытие, а дорога в радость.
Когда холодная рука смерти закроет нам глаза, мы откроем их в раю. Хотя наше тело и обратится в прах, из которого мы созданы, однажды оно воскреснет и восстанет обновлённым. Пасха – это не только про счастливый конец для Христа, но и для всех нас.
Если мы не веруем во Христа и в Пасху, тогда действительно логично бежать от мысли о смерти. Мы никак не можем изменить страшную судьбу, которая нас ждёт, поэтому зачем о ней думать? Ешь, пей, будь весел и смотри телевизор. Но если то, что Церковь говорит о Христе и о Пасхе – правда, нам не нужны ложь и бегство. Мы можем посмотреть в страшное лицо смерти, улыбнуться и сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор, 15:55). Смерть может бродить по палате для больных раком или по хоспису, она может выть и рычать нам в лицо на смертном одре, но скоро её не станет. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
* Напоминаю, что отец Лоуренс пишет для канадских и американских читателей и поэтому ссылается на близкую для многих из них англиканскую традицию. В Православии мы также можем найти немало текстов с подобным описанием нашей земной жизни.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Очень своеобразная и интересная беседа. А ещё какие тексты есть аналогичные, похожие?
- ↓
0
Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Святитель Иоанн Златоуст
- ↑
- ↓