Смерть это жизнь
Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.
Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.
Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» (Быт. 2, 17)? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» (Сир. 8, 8).
Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом.
Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.
Святой Василий был спрошен великим философом Евбулом, его другом из Александрии:
— Какая философия в мире самая великая, особенно в мире христианском?
Он ему ответил:
— Всегда думать о смерти.
Это высшая философия! Почему? Кто думает о смерти, тот не умирает душой. Кто думает о смерти, тот блюдет себя от греха. Ибо слышишь, что говорит апостол Павел: «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6, 23). Кто приводит себе на память смерть, тот не грешит. Слышишь, что говорит Иисус, сын Сирахов, в книге своей премудрости: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
Итак, помни! Великий апостол Павел, этот величайший сосуд избранный, посланный Христом во спасение язычников, послушай, что говорит: «Во все дни мы всегда имеем в уме память смертную» (см. Рим. 8, 38). И еще: «я каждый день умираю» (1 Кор. 15, 31)! Каждый день он умирал для греха и каждый день память о смерти имел в сердце своем. Чтобы не умереть душой.
Кто забывает о смерти, тот с легкостью попадается в ее сети, умирает душой и отправляется в геенну!
Божественные отцы учат нас так: «Человек, если ты хочешь взять себе советчика и учителя по жизни, чтобы он наверняка привел тебя на путь спасения, не бери никого иного, кроме смерти! Лучшим советчиком, могущим привести нас в Царство Небесное, является смерть. Лишь бы мы не забывали об этом советчике, этом наставнике, этом учителе, но всегда имели его перед глазами ума нашего».
Смерть так мудро советует, если ты не забываешь о ней, что даже Соломон со всей премудростью своей не сможет научить тебя так, как научит смерть. Ибо говорят божественные отцы: «И Соломон не впал бы в вожделение и рабство блуда с женщинами, если бы имел перед глазами своими смерть»1.
Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.
Вот как смерть удерживает от греха.
Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5, 17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?
И она тебе ответит:
— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!
Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:
— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!
Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:
— Что повелишь мне делать, смерть?
И посмотришь, что смерть скажет тебе:
— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!
Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?
— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!
Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.
Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.
Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату»2. Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.
Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.
Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5, 19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.
Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:
— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?
И смерть скажет ему:
— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!
Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.
Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.
Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!»3 Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].
Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!
Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.
Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» (Быт. 2, 17)? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» (Сир. 8, 8).
Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом.
Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.
Святой Василий был спрошен великим философом Евбулом, его другом из Александрии:
— Какая философия в мире самая великая, особенно в мире христианском?
Он ему ответил:
— Всегда думать о смерти.
Это высшая философия! Почему? Кто думает о смерти, тот не умирает душой. Кто думает о смерти, тот блюдет себя от греха. Ибо слышишь, что говорит апостол Павел: «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6, 23). Кто приводит себе на память смерть, тот не грешит. Слышишь, что говорит Иисус, сын Сирахов, в книге своей премудрости: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
Итак, помни! Великий апостол Павел, этот величайший сосуд избранный, посланный Христом во спасение язычников, послушай, что говорит: «Во все дни мы всегда имеем в уме память смертную» (см. Рим. 8, 38). И еще: «я каждый день умираю» (1 Кор. 15, 31)! Каждый день он умирал для греха и каждый день память о смерти имел в сердце своем. Чтобы не умереть душой.
Кто забывает о смерти, тот с легкостью попадается в ее сети, умирает душой и отправляется в геенну!
Божественные отцы учат нас так: «Человек, если ты хочешь взять себе советчика и учителя по жизни, чтобы он наверняка привел тебя на путь спасения, не бери никого иного, кроме смерти! Лучшим советчиком, могущим привести нас в Царство Небесное, является смерть. Лишь бы мы не забывали об этом советчике, этом наставнике, этом учителе, но всегда имели его перед глазами ума нашего».
Смерть так мудро советует, если ты не забываешь о ней, что даже Соломон со всей премудростью своей не сможет научить тебя так, как научит смерть. Ибо говорят божественные отцы: «И Соломон не впал бы в вожделение и рабство блуда с женщинами, если бы имел перед глазами своими смерть»1.
Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.
Вот как смерть удерживает от греха.
Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5, 17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?
И она тебе ответит:
— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!
Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:
— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!
Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:
— Что повелишь мне делать, смерть?
И посмотришь, что смерть скажет тебе:
— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!
Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:
— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?
— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!
Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.
Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.
Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату»2. Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.
Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.
Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5, 19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.
Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:
— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?
И смерть скажет ему:
— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!
Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.
Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.
Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!»3 Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].
Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Спасибо за статью.
- ↓