Святой Валентин: церковный святой?

Одна маленькая «валентинка» – и вас уже заклеймили как поборника блуда и приверженца чуждых западных ценностей. А если доработать этот «чуть-чуть не православный праздник»? Священник Евгений Дорофеев предлагает решение, от которого вздрогнут многие.

Святой Валентин: церковный святой?

Не «закуклиться» внутри общины

Праздник святого Валентина появился у нас относительно недавно. И в течение короткого времени стал популярен и особенно любим молодежью.

Мы часто говорим о преемственности базисных традиций в нашей Церкви. И это не просто слова. Времена меняются, меняются люди, но глубинные смыслы Святой Соборной и Апостольской Церкви остаются незыблемыми.

Неизменяемость эта должна выражаться, кроме всего прочего, в императивах, которыми жила древняя Церковь. Одним из таких императивов было донесение Слова Божия во все уголки известного тогда мира. Ну не могли первые христианские поколения спокойно молиться, поститься и спасаться, когда знали, что где-то есть народы, не знающие Правду и не имеющие возможности ее узнать!

Приходя с миссией и сумев обратить многих, христианские проповедники не в силах были одномоментно изменить уклад жизни прежних язычников. Предстояло еще очень много сделать, очень много поработать. Свою задачу христиане первых веков видели не в том, чтобы «закуклиться» внутри своей общины.

Напротив, живой дух жаждал наполнения окружающего мира новым содержанием, жаждал полноценного изменения и обожения всего вокруг. Это был не брюзжащий и горделивый дух, это был дух, горящий огнем неугасимым, дух проповеди и решительных действий.Благодаря этому духу Евангелие распространялось с огромной скоростью вопреки всему.

Одним из духовно-трудовых фронтов была борьба с языческими суевериями, обычаями и праздниками. Многие из этих явлений своими корнями уходили в период неолита и родоплеменных отношений и были связаны с примитивными представлениями человека о борьбе сил света и тьмы, о женском и мужском начале. Но все же нашлись пути преодоления языческих пережитков.

Охранять, не подпускать, не изменять

Христиане первых веков праздновали только одно событие – Воскресение Христово. Большинство впоследствии возникших церковных праздников призваны были заменить собою старые языческие (или видоизменить их, наполнив новым христианским смыслом). Так поступали и в Римской империи и впоследствии в других местах, куда приходили миссионеры.

Например, Купалу (дни летнего солнцестояния) заменили на Иоанна Предтечу, отсюда народное «комбинированное» название праздника «Ивана Купалы». День всех святых – первоначально праздник римского Пантеона. Пантеон – языческое святилище в честь «всех римских богов» – впоследствии в 609 году был вполне логично освящен как христианский храм в честь Всех Святых, и языческий праздник всех «богов» стал христианским праздником Всех Святых. И таких примеров множество, включая Рождество Христово и Богоявление.

В наше время горящее пламя миссии заметно ослабло. Сегодня многими, к сожалению, главная задача Церкви видится как охранительная: «Охранять, не подпускать, не изменять». Все как бы застыло, не течет и не движется, и самое неприятное – это принимается за норму.

Кто из святых Валентинов?

Древняя Церковь языческие пляски и мистерии превращала в благопристойные праздники, мы же чуть-чуть не православный праздник святого Валентина не хотим немного доработать и разместить на радость всем влюбленным и любящим в своем календаре. Тем более что праздник почти уже к этому готов. Историческая личность святого вполне установлена. Их, святых Валентинов, как минимум три. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом города Терни в Италии. Он был казнен во время гонений на христиан, в конце третьего столетия. Похоронен он в окрестностях Рима. Мощи покоятся в Терни, известен он по нашему церковному календарю как Валентин Интерамнский.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина Римлянина известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен рядом с Римом. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине.

Понятно, что это наши общие с католиками святые, так как они жили и прославились в Церкви Небесной до нашего печального разделения. Они есть в православных святцах, правда, их память празднуется в другие дни. Но что мешает праздновать память одного из них (или всех трех сразу) 14 февраля?

Ведь понятно, что церковные праздники – это не «день седьмого ноября – красный день календаря», они абсолютно не привязаны, как было сказано выше, к конкретным датам.К примеру, понимая, что в день святых Петра и Февронии многие хотят обвенчаться, а это период поста, еще одно празднование муромских святых несколько лет назад было установлено Церковью в сентябре – в непостный период. То есть в данном случае Церковь вполне обоснованно пошла людям навстречу. Что мешает сделать это и в данном случае?

Святой Валентин: церковный святой?

Мученик Валентин Доростольский. Священномученик Валентин епископ Итальянский. Священномученик Валентин Римлянин

«Свои – чужие» святые

К слову сказать, меня поражает стремление противопоставления праздников святого Валентина и Петра и Февронии, исходящее из принципа «свой – чужой». Противники празднования 14 февраля говорят, что, мол, незачем нам это праздновать, у нас есть уже «свои» святые покровители брака.

Но у нас есть и святые Адриан и Наталия, такие же покровители брака, между прочим, совсем не русские. Та же римская эпоха. Мощи святой Наталии находятся не в Муроме или Суздале, а в Италии, в Милане. И ничего страшного – эти святые, как и тысячи других прославленных на Западе и на Востоке, предстоят перед Господом и возносят свои молитвы за грешный род человеческий.

Но, может, уберем из святцев Адриана и Наталию за ненадобностью, у нас уже ведь есть святые покровители брака на Руси?

О чем молиться святому Валентину

Иногда приходится слышать о том, что история, тиражируемая в популярных СМИ о Валентине как покровителе брака, напрочь выдуманная, и молиться этому святому нет никакого смысла. Кто так говорит, совершенно не понимает, как работают духовные законы. Вера некоторых современных людей в святого Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт. Возникла она, конечно, не из церковной проповеди, а из средств массовой информации и влияния на нас западной культуры.

Но ведь Церковь не переубеждает людей, верящих в то, что в поисках работы нужно молиться мученику Трифону (который явно при жизни не был сотрудником кадрового агентства), а о приобретении жилища – святому Даниилу Московскому (который точно не был риэлтором).Так для чего же нужно разрушать убеждение людей, желающих молиться святому о чем-то гораздо более важном – о любви? Ведь понятно, что ЛЮБОМУ СВЯТОМУ МОЖНО МОЛИТЬСЯ ВО ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖИЗНИ И ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ, понимая, что конечная инстанция любых наших просьб одна – Господь наш Иисус Христос.

Святой Валентин: церковный святой?

«Валентинки» – не призыв к блуду

Поборники морали приводят мнение, что праздник Святого Валентина – это призыв к блуду. Но давайте честно признаем, что в массе своей такие элементы праздника появляются крайне редко. А если они все же появляются, то это совершенно не повод не праздновать событие в принципе.

Например, на Крещение некоторые не укоренившиеся в вере особы любят погадать (вспомним строки Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»), и исходя из вышеуказанной логики, надобно перестать праздновать Богоявление.

Мне самому неоднократно попадались так называемые «валентинки», и я признаюсь, ни разу не видел в них ничего пошлого. Наоборот, в них были довольно сильно выраженные высокие, добрые и теплые чувства. То же могу сказать и о материалах в СМИ, попадавшихся на эту тему. Естественно, сама тема этого праздника не лишена некоторого элемента эротизма, но это совершенно нормально в отношениях между полами и вполне соотносится со спецификой такого праздника.

Напомню особым ревнителям, что в Церкви, не как в СССР, интим есть, и он безусловно существует в рамках семейных отношений. А все, что укрепляет семью и влияет на семейную жизнь благотворно, Церковь в подавляющем большинстве случаев приветствует.

Подводя итог, хочу отметить, что День святого Валентина может и должен занять свое достойное место в жизни православных христиан. Этот праздник при правильном его устроении может помочь супругам найти путь ко спасению, где двое станут, по словам, не единожды упомянутым в Писании, во едину плоть (Мф. 19:5-6) (Быт. 2:24) (Еф. 5:31).

Разве влюбленность, не говоря уже о любви, не должна сопровождаться молитвой? Разве не хорошо бы было, чтобы именно в этот день пускай и те, которые и не помышляли о молитве, но думали о своей влюбленности, зашли бы в церковь и поставили свечку? А мы, православные, им подсказали бы, как это сделать. Может быть, с этой свечки начнется возрастание человека во Христе. Может быть, это первый шажок к воцерковлению.

Приятно и подарочек получить в этот день. Кто-то скажет, что настоящая любовь не нуждается в подарках и очередных признаниях. Но согласитесь, что каждому из нас приятно снова услышать от своей половинки слова любви. Даже если чувство уже крепкое и проверенное годами и жизненными испытаниями, почему бы не напомнить друг другу, что оно не только надежно, как скала, но и трепетно и юно, как при первой встрече. Вот вам и повод.

Святой Валентин: церковный святой?

По сути, в празднике всех влюбленных нет ничего плохого, если нет ничего плохого в ваших отношениях. Если ваше чувство глубоко, искренно и чуждо блуда, если оно развивается в христианском понимании, то почему бы не добавить в свой календарь и этот праздник. А вот если чувства лишены целомудрия, то каким бы красивым словом это ни прикрывать, грех останется грехом.

И не стоит противопоставлять «наших» святых «их» святым. Они все – наши. Чем больше семейно-любовных праздников, тем лучше! Молиться можно всем и сразу, все угодники Божии помогут!

И мы все в этот день, 14 февраля, можем молиться любому из имеющихся в Святцах святых Валентинов (как, впрочем, и другим святым) о браке, о любимых, о чистоте и верности.

Оставить комментарий

Последние комментарии

ravilyaagliullina

Святой, не святой, было, не было… День влюбленных — отличный, нужный и очень полезный праздник! Если тебя никто не поздравил, ты не влюблен, у тебя нет никого, это как раз хороший повод остановиться и задуматься… Любовь! Это же любооовь! Ну как уж без нее-то, люди ?! Он также нужен, как Новый год!!! Меньше будет одиноких!

platnat2011

Нужная, полезная, познавательная статья.Наши, не наши святые, жуткая, ненужная путаница!!! Всё это зависит от авторитета Церкви, как православной так и католической и их взаимодействия.

firuze1956

в католичестве о св.Валентине ничего не известно. 14 февраля католическая Церковь отмечала праздник Свв.Кирилла и Мефодия

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024