Религия и наука о будущем России
Современное состояние отечественной науки и образования стало темой очередной, девятнадцатой по счету конференции «Наука. Философия. Религия», состоявшейся в подмосковной Дубне. Уже не первый год здесь под эгидой Объединенного института ядерных исследований и общественного Фонда святого апостола Андрея Первозванного по традиции собираются светские ученые и православные богословы для обсуждения насущных проблем научной и общественной жизни страны, совместной выработки рекомендаций по их решению.
В этом году пристальное внимание участников форума оказалось обращено на взаимодействие науки и религии и его значение для будущего России.
Мероприятия, объединяющие маститых ученых и православных богословов, ценны прежде всего возможностью свободного живого диалога, особенно если они не грешат абстрактным, теоретизированным подходом к обсуждаемой проблематике. Камерная атмосфера конференции в Дубне к этому диалогу очень располагала, хотя уровень участников, большинство которых составляли профессора и доценты – сотрудники академических институтов, преподаватели ведущих московских вузов, а также МДАиС, ПСТГУ, РПУ – априори задавал высокую планку дискуссии.
Анализируя ретроспективу взаимодействия науки и религии, докладчики с обеих сторон – светской и церковной – во многом обращались к собственному опыту. Именно этим людям приходилось, да и ныне приходится, преодолевая административные барьеры, порой непонимание и отчуждение коллег, отстаивать право на органичное включение религиозного фактора в историю развития науки. Миф о том, что великие ученые Нового времени Декарт, Лейбниц, Ньютон и многие другие своими трудами бросили вызов религиозной картине мира, блестяще развенчал заведующий кафедрой философии ПСТГУ, руководитель департамента культурологии МФТИ, кандидат богословия В.П. Лега. Доказав на примерах, что именно в христианском богословии эти ученые нашли основу для нового естествознания, он также последовательно опроверг тезис о том, что Церковь всегда относилась к науке отрицательно и враждебно. А ведь именно этим тезисом атеисты долго и успешно оперировали в советское время. «Христианство для ученых всегда было фундаментом, на котором они выстраивали здание современной науки», – подчеркнул В.П. Лега.
Как отметил его коллега по ПСТГУ к.ф.н. С.А. Чурсанов, богословие способно помочь в изучении философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, при условии, что оно исходит из живого церковного опыта, следует Божественному Откровению, обладает апофатичностью и «радикальной антиномичностью». Именно богословие с его сверхрациональным восприятием задает другим наукам, особенно философии, основополагающие аспекты Бога, человека, мира и их отношений – то, что невозможно постичь путем эксперимента или умозаключения.
Священник Стефан Домусчи, заведующий кафедрой православного вероучения РПУ, преподаватель МДАиС, проанализировал светский и религиозный взгляды на природу нравственного сознания, начав выступление с парадоксального тезиса: жить надо не по Евангелию, а по совести. Как пояснил отец Стефан, с религиозной позиции в человеке изначально заложены нравственные понятия, существует представление о грехе и о поврежденности им человеческой природы, ценность Божественных заповедей и выработанных человеческим обществом норм неравнозначна. В светской этике, напротив, понятие греха отсутствует, человек со всеми его страстями рассматривается как норма, а нравственные ценности, имеющиеся у человечества в целом, равноценны, поскольку нет критериев определения их приоритетности. Обращаясь к своему первому тезису, священник пояснил, что именно имел в виду: христианину важно жить по совести, а она должна проверяться Евангелием. Евангельские нормы призваны стать основой личностного мировосприятия, а не формальными рамками повседневного бытия. «Бог говорит человеку: “Я даю тебе заповеди, которые должны стать твоими, не внешними, не навязанными, они должны отпечататься в твоем сердце”», – подчеркнул докладчик, констатировав, что люди, к сожалению, разучились пропускать евангельские заповеди через сердце.
Сравнительный анализ конституций разных стран мира с точки зрения религиозного фактора провел декан факультета истории, политологии и права МГОУ профессор В.Э. Багдасарян. Его интерес к теме был вызван недавними дискуссиями о возможности внесения изменений в Основной закон нашей страны. Выступающий сообщил, что религиозные термины «святой», «священный», «духовный» и т.д. употребляются в современных текстах 60% конституций в мире, в Европе этот показатель составляет более 51%. При этом 60% Основных законов европейских стран фиксирует ту или иную религиозную идентичность народа. Упоминание о Боге присутствует в конституциях Швейцарии, Германии, Польши, Греции. Конституция Ирландии и вовсе начинается с предложения: «Во имя Пресвятой Троицы, от Которой исходят все власти и к Которой, как к нашей последней надежде, должны быть направлены все действия человека и государства». Аналогично апеллируют к Всевышнему конституции исламских государств, особенно Ирана и Пакистана. А конституция Королевства Бутан прямо провозглашает буддизм духовным наследием государства. По мнению В.Э. Багдасаряна, ошибочна и однобока навязываемая нашему обществу точка зрения на любую конституцию как на документ сугубо юридический и внерелигиозный. «Не аксиологических, не ценностных конституций нет вообще, поскольку каждая содержит представление о должном устройстве государства и общества, а они выстраиваются на определенной системе ценностей», – сказал он.
К сугубо прикладной проблеме перспектив развития человеческих ресурсов нашей страны обратилась А.В. Новгородова, к.э.н., докторант Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, говорившая очень эмоционально. Ее основной постулат таков: многодетная русская семья является основой не только демографического, но и экономического благополучия России. Ввиду недавней острой дискуссии о многодетности тема вызвала у участников конференции, особенно молодых, живейший интерес. По данным исследовательницы, в настоящее время средний коэффициент фертильности, то есть рождаемости, на одну женщину в странах Европы составляет 1,5. У нас этот показатель достигает величины 1,7, ощутимо увеличившись с 1990-х годов, когда опускался до уровня 1,14, а среди этнически русских женщин – до 1,08 (!). Между тем для простого воспроизводства населения в стране этот коэффициент должен достигать не менее 2,8. Примечательно, что падение доходов наших сограждан в условиях санкций и экономического кризиса на рождении вторых и третьих детей не сказалось. К слову, по данным ученой, наиболее малоимущей группой русского населения сейчас являются не пенсионеры, а одинокие женщины с двумя и более несовершеннолетними детьми, живущие в провинции.
Как подчеркнула А.В. Новгородова, к 2018 году в связи со сменой поколений уменьшится численность женщин детородного возраста, что неизбежно влечет новую фазу демографического кризиса. К 2050 году это обернется повышением коэффициента пенсионной нагрузки – 1 пенсионер придется на 1 работающего – и дефицитом трудовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост, а также освоение регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Иммиграция не способна дать прирост населения, решающий ключевые проблемы страны, так как «социальная цена» замещения коренного населения – нарушение в обществе конфессионального, культурного и этнического баланса.
Основными факторами демографического кризиса, помимо уменьшения числа потенциальных матерей, а после достижения 36-летнего возраста и потенциальных отцов, являются аборты, а также мужской алкоголизм, зачастую побуждающий женщин, состоящих в браке, отказываться от материнства.
Вывод докладчицы был лаконичен: для сохранения численности государствообразующего этноса необходимо поднять коэффициент фертильности на 35%. В настоящее время многодетных семей в России не более 9% от общего числа семей, причем большей частью в них по трое детей. Если бы 10% русских семей имели по 5–6 детей, то поставленная цель сохранения народа была бы достигнута.
Основные положения выступлений вошли в итоговый документ XIX конференции «Наука. Философия. Религия», который, хочется верить, возьмут на вооружение здоровые силы нашего общества.
В этом году пристальное внимание участников форума оказалось обращено на взаимодействие науки и религии и его значение для будущего России.
Мероприятия, объединяющие маститых ученых и православных богословов, ценны прежде всего возможностью свободного живого диалога, особенно если они не грешат абстрактным, теоретизированным подходом к обсуждаемой проблематике. Камерная атмосфера конференции в Дубне к этому диалогу очень располагала, хотя уровень участников, большинство которых составляли профессора и доценты – сотрудники академических институтов, преподаватели ведущих московских вузов, а также МДАиС, ПСТГУ, РПУ – априори задавал высокую планку дискуссии.
Анализируя ретроспективу взаимодействия науки и религии, докладчики с обеих сторон – светской и церковной – во многом обращались к собственному опыту. Именно этим людям приходилось, да и ныне приходится, преодолевая административные барьеры, порой непонимание и отчуждение коллег, отстаивать право на органичное включение религиозного фактора в историю развития науки. Миф о том, что великие ученые Нового времени Декарт, Лейбниц, Ньютон и многие другие своими трудами бросили вызов религиозной картине мира, блестяще развенчал заведующий кафедрой философии ПСТГУ, руководитель департамента культурологии МФТИ, кандидат богословия В.П. Лега. Доказав на примерах, что именно в христианском богословии эти ученые нашли основу для нового естествознания, он также последовательно опроверг тезис о том, что Церковь всегда относилась к науке отрицательно и враждебно. А ведь именно этим тезисом атеисты долго и успешно оперировали в советское время. «Христианство для ученых всегда было фундаментом, на котором они выстраивали здание современной науки», – подчеркнул В.П. Лега.
Как отметил его коллега по ПСТГУ к.ф.н. С.А. Чурсанов, богословие способно помочь в изучении философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, при условии, что оно исходит из живого церковного опыта, следует Божественному Откровению, обладает апофатичностью и «радикальной антиномичностью». Именно богословие с его сверхрациональным восприятием задает другим наукам, особенно философии, основополагающие аспекты Бога, человека, мира и их отношений – то, что невозможно постичь путем эксперимента или умозаключения.
Священник Стефан Домусчи, заведующий кафедрой православного вероучения РПУ, преподаватель МДАиС, проанализировал светский и религиозный взгляды на природу нравственного сознания, начав выступление с парадоксального тезиса: жить надо не по Евангелию, а по совести. Как пояснил отец Стефан, с религиозной позиции в человеке изначально заложены нравственные понятия, существует представление о грехе и о поврежденности им человеческой природы, ценность Божественных заповедей и выработанных человеческим обществом норм неравнозначна. В светской этике, напротив, понятие греха отсутствует, человек со всеми его страстями рассматривается как норма, а нравственные ценности, имеющиеся у человечества в целом, равноценны, поскольку нет критериев определения их приоритетности. Обращаясь к своему первому тезису, священник пояснил, что именно имел в виду: христианину важно жить по совести, а она должна проверяться Евангелием. Евангельские нормы призваны стать основой личностного мировосприятия, а не формальными рамками повседневного бытия. «Бог говорит человеку: “Я даю тебе заповеди, которые должны стать твоими, не внешними, не навязанными, они должны отпечататься в твоем сердце”», – подчеркнул докладчик, констатировав, что люди, к сожалению, разучились пропускать евангельские заповеди через сердце.
Сравнительный анализ конституций разных стран мира с точки зрения религиозного фактора провел декан факультета истории, политологии и права МГОУ профессор В.Э. Багдасарян. Его интерес к теме был вызван недавними дискуссиями о возможности внесения изменений в Основной закон нашей страны. Выступающий сообщил, что религиозные термины «святой», «священный», «духовный» и т.д. употребляются в современных текстах 60% конституций в мире, в Европе этот показатель составляет более 51%. При этом 60% Основных законов европейских стран фиксирует ту или иную религиозную идентичность народа. Упоминание о Боге присутствует в конституциях Швейцарии, Германии, Польши, Греции. Конституция Ирландии и вовсе начинается с предложения: «Во имя Пресвятой Троицы, от Которой исходят все власти и к Которой, как к нашей последней надежде, должны быть направлены все действия человека и государства». Аналогично апеллируют к Всевышнему конституции исламских государств, особенно Ирана и Пакистана. А конституция Королевства Бутан прямо провозглашает буддизм духовным наследием государства. По мнению В.Э. Багдасаряна, ошибочна и однобока навязываемая нашему обществу точка зрения на любую конституцию как на документ сугубо юридический и внерелигиозный. «Не аксиологических, не ценностных конституций нет вообще, поскольку каждая содержит представление о должном устройстве государства и общества, а они выстраиваются на определенной системе ценностей», – сказал он.
К сугубо прикладной проблеме перспектив развития человеческих ресурсов нашей страны обратилась А.В. Новгородова, к.э.н., докторант Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, говорившая очень эмоционально. Ее основной постулат таков: многодетная русская семья является основой не только демографического, но и экономического благополучия России. Ввиду недавней острой дискуссии о многодетности тема вызвала у участников конференции, особенно молодых, живейший интерес. По данным исследовательницы, в настоящее время средний коэффициент фертильности, то есть рождаемости, на одну женщину в странах Европы составляет 1,5. У нас этот показатель достигает величины 1,7, ощутимо увеличившись с 1990-х годов, когда опускался до уровня 1,14, а среди этнически русских женщин – до 1,08 (!). Между тем для простого воспроизводства населения в стране этот коэффициент должен достигать не менее 2,8. Примечательно, что падение доходов наших сограждан в условиях санкций и экономического кризиса на рождении вторых и третьих детей не сказалось. К слову, по данным ученой, наиболее малоимущей группой русского населения сейчас являются не пенсионеры, а одинокие женщины с двумя и более несовершеннолетними детьми, живущие в провинции.
Как подчеркнула А.В. Новгородова, к 2018 году в связи со сменой поколений уменьшится численность женщин детородного возраста, что неизбежно влечет новую фазу демографического кризиса. К 2050 году это обернется повышением коэффициента пенсионной нагрузки – 1 пенсионер придется на 1 работающего – и дефицитом трудовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост, а также освоение регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Иммиграция не способна дать прирост населения, решающий ключевые проблемы страны, так как «социальная цена» замещения коренного населения – нарушение в обществе конфессионального, культурного и этнического баланса.
Основными факторами демографического кризиса, помимо уменьшения числа потенциальных матерей, а после достижения 36-летнего возраста и потенциальных отцов, являются аборты, а также мужской алкоголизм, зачастую побуждающий женщин, состоящих в браке, отказываться от материнства.
Вывод докладчицы был лаконичен: для сохранения численности государствообразующего этноса необходимо поднять коэффициент фертильности на 35%. В настоящее время многодетных семей в России не более 9% от общего числа семей, причем большей частью в них по трое детей. Если бы 10% русских семей имели по 5–6 детей, то поставленная цель сохранения народа была бы достигнута.
Основные положения выступлений вошли в итоговый документ XIX конференции «Наука. Философия. Религия», который, хочется верить, возьмут на вооружение здоровые силы нашего общества.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Ни науки, ни религии! А что у нас случилось в 1990г, когда резко упала рождаемость???? Боязно вымолвить? А ведь боящиеся первыми идут в ад. «Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрёшь, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» Иез.33.18
Ленятся прочесть Библию хотя бы один раз, а лезут на трибуну.
- ↓