Можно ли пить святую воду из грязной реки
О правильном отношении к крещенской воде – протоиерей Владимир Пучков, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».
С IV века известна традиция почитания Великой агиасмы – воды, освященной в день Крещения Господня. В 387 году на праздник Богоявления святитель Иоанн Златоуст объявил о том, что святую воду христиане могут начерпать, принести домой и хранить целый год.
Протоиерей Владимир Пучков
И в наши дни поражающую самоотверженность проявляют люди в своем стремлении соприкоснуться со святыней. Широко известные слова чинопоследования о том, что на Крещение «днесь освящается вод естество», многие воспринимают буквально – любая вода для них становится святой. И нередко можно видеть, как из речек и других водоемов, особенно из тех, где был совершен Великий чин освящения воды, люди буквально из-под ног черпают грязную воду крышками, пьют ее и собирают в банки.
Да, освященная вода – церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, – вызывает благоговейное отношение.
Но стоит ли пить такую воду, если даже вид ее вызывает сомнения в пригодности для употребления вовнутрь?
Вопрос другой – для чего это происходит? Ведь ничто не случается просто так, само по себе. Освящение воды совершается для человека, чтобы он этой водой мог пользоваться.
А поэтому можно утверждать, что любая вода, непригодная для использования человеком, не освящается.
Иначе надо было бы полагать, что и фекальные воды в канализации освящаются. Что само по себе абсурд.
– Однако во многих городах освящают водопроводную воду на водоканале. И эта же вода потом попадает в канализацию.
– В Типиконе о Богоявленской воде сказано так:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
Типикон констатирует факт, что освященная вода находится в том числе и в «скаредных» местах, и под ногами. Составителей устава это не напрягает. Да, такая вода попадает и в унитаз. Но трепетать и смущаться по этому поводу не стоит.
– Так вода в кранах становится святыней потому, что ее освятили батюшки, или потому, что освящается всех вод естество?
– Можно сказать и так, и этак. В Богоявление к любой воде, пригодной к использованию, можно относиться как к святой и пользоваться ею как святыней в том случае, если пойти на освящение воды нет возможности. Такую воду можно оставлять и на весь год.
Крещенская вода в Киево-Печерской лавре.
– Говорить о том, почему это происходит, сложно. Освящение возвращает воду в ее первозданное состояние, но не гарантирует, что она в этом состоянии будет пребывать постоянно. На какое время возвращается эта первозданная цельность, от чего зависит, как долго вода такой будет, мы не знаем. Понятно, что если вследствие греха Адама всё в мире стало подверженным тлению, то вода, которой Господь сообщает цельность в освящении, может ее и потерять.
Поэтому самым правильным будет употреблять крещенскую воду вовремя.
А то у бабушек иногда бывают запасы воды, подписанные даже 1973-м, 74-м годами и т.д. Зачем ее хранить?! Ею нужно пользоваться!
А если у воды появился непонятный вкус и запах, и она стала непригодной для питья, нужно, не мудрствуя лукаво, вылить ее в цветочный горшок или в другое непопираемое место. И нет смысла думать, почему так случилось – причины всё равно не найдем. Ведь там, где мы наверняка не знаем, но пытаемся доискаться, мы обычно придумываем.
Приписывание благодатных свойств грязной воде – как раз из разряда таких вот выдумок. И, конечно, не стоит пить грязную воду, даже если на речке был совершен чин Великого освящения.
– Думаю, прежде всего, потому, что русская, как и украинская, церковность во многом – церковность советская. И в ней человек очень часто ломает в себе то, что ломать не надо. Те, кто в какой-то мере родом из СССР, хорошо помнят, чему тогда учили: это надо потерпеть, то надо в себе сломать, здесь нужно относиться по-другому, а там надо себя превозмочь. И всё это ради высоких идеалов.
В Церкви советский человек подменяет одни высокие идеалы другими. Его сознание, «заточенное» под минимум комфорта, под вечное терпение и всякие лишения, мутирует на церковной почве. Как Саша Черный писал: «Туго, братцы… видно, дети будут жить вольготней нас». И это переносится на церковную почву – питье грязной воды, поедание крошек от просфор, поднятых с пола вместе с пылью и волосами, и т.д.
На самом деле это не благоговение, а форма насилия над собой. Мы привыкаем к тому, что насилие над собой воспринимается как нужное, полезное и духовно необходимое.
– Человеку необходимо себя ломать в отношении страстей, пороков и не в меру разгулявшихся привычек. Тот же пост, например – он не преследует цель насиловать человека и, как бы это ни казалось крамольным, лишить его удовольствия.
Цель поста проста – научить человека говорить себе «нет». Даже когда очень хочется. Для чего? Для того, чтобы мы не были рабами своих желаний. Ведь основу адской муки составят желания человека, развитые до непомерных масштабов и не могущие быть удовлетворенными за неимением тела. Поэтому мы и ограничиваем себя в своих влечениях. А особые подвиги воздержания, самопонуждения, самоукорения и т.п. – дело избранных.
Вот мы читаем монашескую литературу, как преподобные отцы не ели сутками, бдели несколько ночей подряд и т.п. Достаточно вспомнить «Лествицу», авву Дорофея, «Добротолюбие». Нужно понять, что это – путь не для всех. Это путь тех, кто хочет не просто спасения, а совершенства.
Наша беда в том, что на протяжении столетий в Церкви не сформировалась традиция духовного книгописания для мирян.
Писали, в основном, монахи. А из мирян в византийской и русской истории авторов было раз-два и обчелся. И те, в основном, – литургисты. А всё, что касалось аскетики, просто переписывалось из монашеских книг без учета того, что многие монашеские нормы неприменимы в жизни мирянина.
В нашей же, глубоко советской, ментальности это мутировало в схему сознания «Прости, Господи, что я не монах». Я не могу жить как монах, но буду себя постоянно в этом укорять и поедом есть.
Вот самый простой пример: можно пост довести до абсурда – лишить детей сладкого, не смотреть телевизор, не слушать музыку и прочее. Это не принесет никакой пользы, но это сделать легко. А вот попробуйте за пост ни разу не соврать, никого ни разу не назвать нехорошим словом, не разгневаться. Это уже сложнее. Но именно это необходимо.
И вот подмена необходимого ненужным, но легко исполнимым, стала нормой – на ней и основано всё то, что многие по незнанию принимают за аскетику. Тогда как на самом деле люди погрязают в самоедстве и самобичевании. Есть ли в этом какая-то польза?! Понаблюдайте за такими людьми – несмотря на вечное недовольство собой и показную религиозность, они ведь не меняются десятилетиями.
С IV века известна традиция почитания Великой агиасмы – воды, освященной в день Крещения Господня. В 387 году на праздник Богоявления святитель Иоанн Златоуст объявил о том, что святую воду христиане могут начерпать, принести домой и хранить целый год.
Протоиерей Владимир Пучков
И в наши дни поражающую самоотверженность проявляют люди в своем стремлении соприкоснуться со святыней. Широко известные слова чинопоследования о том, что на Крещение «днесь освящается вод естество», многие воспринимают буквально – любая вода для них становится святой. И нередко можно видеть, как из речек и других водоемов, особенно из тех, где был совершен Великий чин освящения воды, люди буквально из-под ног черпают грязную воду крышками, пьют ее и собирают в банки.
Да, освященная вода – церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, – вызывает благоговейное отношение.
Но стоит ли пить такую воду, если даже вид ее вызывает сомнения в пригодности для употребления вовнутрь?
Воде возвращается ее первозданная целостность
Освящение – не сообщение воде неких особых свойств. При освящении вода возвращается в то первозданное состояние, в каком она была, когда мира еще не коснулось тление, до грехопадения Адама. Воде просто возвращается ее первозданная целостность. По этой причине, кстати, она и не портится. И вот это и важно, что человек, потребляя освященную воду, с этой первозданной целостностью соприкасается. Это главное.Вопрос другой – для чего это происходит? Ведь ничто не случается просто так, само по себе. Освящение воды совершается для человека, чтобы он этой водой мог пользоваться.
А поэтому можно утверждать, что любая вода, непригодная для использования человеком, не освящается.
Иначе надо было бы полагать, что и фекальные воды в канализации освящаются. Что само по себе абсурд.
– Однако во многих городах освящают водопроводную воду на водоканале. И эта же вода потом попадает в канализацию.
– В Типиконе о Богоявленской воде сказано так:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
Типикон констатирует факт, что освященная вода находится в том числе и в «скаредных» местах, и под ногами. Составителей устава это не напрягает. Да, такая вода попадает и в унитаз. Но трепетать и смущаться по этому поводу не стоит.
– Так вода в кранах становится святыней потому, что ее освятили батюшки, или потому, что освящается всех вод естество?
– Можно сказать и так, и этак. В Богоявление к любой воде, пригодной к использованию, можно относиться как к святой и пользоваться ею как святыней в том случае, если пойти на освящение воды нет возможности. Такую воду можно оставлять и на весь год.
Крещенская вода в Киево-Печерской лавре.
О том, чего мы не знаем наверняка
– Если у освященной воды со временем появляется плохой вкус, запах, меняется вид – что делать?– Говорить о том, почему это происходит, сложно. Освящение возвращает воду в ее первозданное состояние, но не гарантирует, что она в этом состоянии будет пребывать постоянно. На какое время возвращается эта первозданная цельность, от чего зависит, как долго вода такой будет, мы не знаем. Понятно, что если вследствие греха Адама всё в мире стало подверженным тлению, то вода, которой Господь сообщает цельность в освящении, может ее и потерять.
Поэтому самым правильным будет употреблять крещенскую воду вовремя.
А то у бабушек иногда бывают запасы воды, подписанные даже 1973-м, 74-м годами и т.д. Зачем ее хранить?! Ею нужно пользоваться!
А если у воды появился непонятный вкус и запах, и она стала непригодной для питья, нужно, не мудрствуя лукаво, вылить ее в цветочный горшок или в другое непопираемое место. И нет смысла думать, почему так случилось – причины всё равно не найдем. Ведь там, где мы наверняка не знаем, но пытаемся доискаться, мы обычно придумываем.
Приписывание благодатных свойств грязной воде – как раз из разряда таких вот выдумок. И, конечно, не стоит пить грязную воду, даже если на речке был совершен чин Великого освящения.
«Это не благоговение, а форма насилия над собой»
– Почему же люди на Крещение набирают грязную воду из речек и других водоемов, если она там заведомо непригодна для питья? Ведь есть же правила гигиены и природная брезгливость, наконец. Что это – особое благочестие и усердие?– Думаю, прежде всего, потому, что русская, как и украинская, церковность во многом – церковность советская. И в ней человек очень часто ломает в себе то, что ломать не надо. Те, кто в какой-то мере родом из СССР, хорошо помнят, чему тогда учили: это надо потерпеть, то надо в себе сломать, здесь нужно относиться по-другому, а там надо себя превозмочь. И всё это ради высоких идеалов.
В Церкви советский человек подменяет одни высокие идеалы другими. Его сознание, «заточенное» под минимум комфорта, под вечное терпение и всякие лишения, мутирует на церковной почве. Как Саша Черный писал: «Туго, братцы… видно, дети будут жить вольготней нас». И это переносится на церковную почву – питье грязной воды, поедание крошек от просфор, поднятых с пола вместе с пылью и волосами, и т.д.
На самом деле это не благоговение, а форма насилия над собой. Мы привыкаем к тому, что насилие над собой воспринимается как нужное, полезное и духовно необходимое.
«Прости, Господи, что я не монах»
– А как же стремление к христианской аскезе, необходимость себя ломать и смирять, учиться терпеть?– Человеку необходимо себя ломать в отношении страстей, пороков и не в меру разгулявшихся привычек. Тот же пост, например – он не преследует цель насиловать человека и, как бы это ни казалось крамольным, лишить его удовольствия.
Цель поста проста – научить человека говорить себе «нет». Даже когда очень хочется. Для чего? Для того, чтобы мы не были рабами своих желаний. Ведь основу адской муки составят желания человека, развитые до непомерных масштабов и не могущие быть удовлетворенными за неимением тела. Поэтому мы и ограничиваем себя в своих влечениях. А особые подвиги воздержания, самопонуждения, самоукорения и т.п. – дело избранных.
Вот мы читаем монашескую литературу, как преподобные отцы не ели сутками, бдели несколько ночей подряд и т.п. Достаточно вспомнить «Лествицу», авву Дорофея, «Добротолюбие». Нужно понять, что это – путь не для всех. Это путь тех, кто хочет не просто спасения, а совершенства.
Наша беда в том, что на протяжении столетий в Церкви не сформировалась традиция духовного книгописания для мирян.
Писали, в основном, монахи. А из мирян в византийской и русской истории авторов было раз-два и обчелся. И те, в основном, – литургисты. А всё, что касалось аскетики, просто переписывалось из монашеских книг без учета того, что многие монашеские нормы неприменимы в жизни мирянина.
В нашей же, глубоко советской, ментальности это мутировало в схему сознания «Прости, Господи, что я не монах». Я не могу жить как монах, но буду себя постоянно в этом укорять и поедом есть.
«Подмена необходимого ненужным стала нормой»
Священник Николай Доненко, автор многих книг о новомучениках ХХ века, как-то сказал, что нынешние времена таковы, что лукавый не искушает человека страшными грехами – это бесполезно. Он его искушает подменами. И мы сейчас говорим именно о подменах. Подмена раскаяния – чувством вины, работы над собой – самоистязанием.Вот самый простой пример: можно пост довести до абсурда – лишить детей сладкого, не смотреть телевизор, не слушать музыку и прочее. Это не принесет никакой пользы, но это сделать легко. А вот попробуйте за пост ни разу не соврать, никого ни разу не назвать нехорошим словом, не разгневаться. Это уже сложнее. Но именно это необходимо.
И вот подмена необходимого ненужным, но легко исполнимым, стала нормой – на ней и основано всё то, что многие по незнанию принимают за аскетику. Тогда как на самом деле люди погрязают в самоедстве и самобичевании. Есть ли в этом какая-то польза?! Понаблюдайте за такими людьми – несмотря на вечное недовольство собой и показную религиозность, они ведь не меняются десятилетиями.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Спасибо!
- ↓