Есть ли благодать у католиков

Почему, закрывая перед католиками двери Царствия Небесного, многие православные сами лишаются основания попасть в рай, – объясняет богослов и публицист Сергей Худиев.




Встреча Патриарха и Папы вызвала новую волну разговоров о том, спасутся ли католики и есть ли у них благодать. В ходе дискуссий обнаружилось много ревности к обличению католических заблуждений; что же, ревность об истине – это очень хорошо и правильно.
Беда в том, что, как и всё в падшем человеке, она легко замещается чем-то другим – простой враждебностью и неприязнью, а неприязнь доводит уже и до отрицания той самой истины, за которую люди берутся подвизаться.
Разговоры эти, однако, хороши тем, что побуждают нас задуматься о том, а как вообще человек обретает вечное спасение. Вот лично я-то на чем строю свою надежду?
Если Фридрих Гааз, как еретик латинский, будет осужден судом Божиим, то на чем может быть основана моя надежда, что я не буду осужден? Если у меня или у вас есть надежда попасть на небеса, то какие у нас основания для этой надежды?
Если полагать вечную гибель реальной возможностью (а мы согласны, что она вполне реальна), то как мы ее вообще избегаем? Если полагать рай реальным (в чем мы тоже согласны), то как мы туда входим?
В чем, собственно, состоит благая весть о спасении? Каким образом я, бедный грешник, могу войти в общение со святым и праведным Богом?
Когда я читаю у наших ревностных антикатолических полемистов, что миллионы людей могут искренне уповать на Христа, как на Бога и Спасителя, смиренно искать Его благодати, ревностно хранить Его заповеди, творить дела милосердия из желания Ему угодить, наконец, делаться мучениками за Его имя – и провалиться в ад, я не вижу тут защиты Церкви. Напротив, вижу тут отрицание самого основания, на котором она воздвигается.
Евангелие говорит – вот Спаситель мира, покорись Ему как Господу, доверься Ему как Спасителю – и будешь спасен. В ходе же текущих дебатов я читаю, что всё это неправда, вот множество людей и покорились, и доверились, а провалились прямиком в ад, потому что они насчет Папы были неправы.
Но это в таком случае означает, что Евангелие ложно, а обетования Христовы пусты и тщетны – пусты и тщетны в отношении католиков, во всяком случае. Их смиренная надежда будет обманута, их хотя бы и самое усердное служение будет отвергнуто.
Но если обетования Христа являются тщетными и ложными в отношении католиков, то как знать, что они не являются столь же тщетными и в отношении православных?
Если надежда на Христа может быть обманута в случае с Фридрихом Гаазом, то почему не в моем или в вашем?



Фридрих Гааз. Русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», католик.
Люди, которые отрицают надежду для католиков, отрицают надежду и для меня. Потому что у меня нет другой надежды, кроме Иисуса Христа – что Он не обманывает тех, кто на Него надеется, и спасает тех, кто к Нему прибегает. Я верю в то, что Христос меня не бросит. Он вообще не бросает уповающих на Него.
И тут я слышу – очень даже бросает. Вот тот же Фридрих Гааз и веровал, и уповал, и изо всех сил старался Ему угодить – а провалился прямиком в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его.
Надежда спасения моя и его – один и тот же Христос, и если вы настаиваете на том, что Гааз в своем уповании на Христа оказался обманут, то и мне (и вам, отметим это) не на что надеяться.
Если Христос, напротив, есть истинный и верный Спаситель, то уповающие на Него спасутся. При этом, конечно, богословские ошибки остаются ошибками, и я думаю, что в отношении примата римского епископа Гааз был неправ, нам не следует этих ошибок разделять – но предположить, что эти ошибки делают тщетным упование на Христа, значит рубить самое основание нашей веры в Церковь. Ибо мы принадлежим к Церкви, крещены, приступаем к таинствам только и исключительно по той причине, что Христос есть истинный и верный Спаситель.
Несомненно, наш долг перед Богом и людьми – строго придерживаться истины. Но истина эта прежде всего и с самого начала состоит в том, что Господь наш Иисус Христос есть верный Спаситель всех прибегающих к Нему. Одно дело сказать «Папа неправ». Я это и говорю. Другое – в горячем желании заклеймить эту папскую неправоту дойти уже до отрицания верности Спасителя.




Но мне кажется – это мое субъективное впечатление – что чаще всего (не говорю, что всегда) речь вообще не о спасении, не о благодати и не о познании тайн Божиих.
Это психологическая, даже биологическая групповая динамика – демонстрация лояльности своей группе через демонстрацию враждебности к чужой. Ксенофобия – нормальный механизм формирования групповой лояльности, мы против них, укропы против ватников, коренные против понаехавших, маководы против виндузятников, битлы против роллингов (устар.), люберы против панков.
Утверждение «нет у них благодати и спасения» звучит как утверждение «отстой этот ваш мак, а вы лохи и переплачиваете», «нет, это виндуза ваша отстой» (познавшие истину знают, что то и другое отстой, надо ставить линух, но я сейчас не об этом).
Когда у человека чувство принадлежности и идентичности завязано на враждебность к чужой группе, «никогда мы не будем братьями!», лидеры, которые вдруг не выказывают такой враждебности, воспринимаются очень болезненно.
Это как сейчас возьмут Путин с Обамой и облобызаются и назовут друг друга дорогими братьями – это будет тяжелой фрустрацией для фейсбучных бойцов обеих сторон. Я тут пять клавиатур сломал, запостил тысячу язвительных фотожаб, был неоднократно забанен, входил под разными никами, в общем, подвизался – а они, гады…
Это всё очень по-человечески понятно, но это совершенно не про благодать и спасение. Это про «никогда мы не будем братьями». Посмотрите на меня, какой я верный член племени – я при каждом удобном случае говорю, какие там в соседнем племени негодяи позорные.
В таком ревнительстве ничего специфически религиозного нет, это просто «Спартак – чемпион». Это, увы, просто приписывание сверхъестественного обоснования недобрым страстям нашей падшей природы.
Мы можем – и должны – говорить, что католики заблуждаются в таких-то вопросах, и нам соглашаться с ними в этих вопросах не следует.
Однако не стоит в своей враждебности к ошибкам доходить до отрицания истины. Христос есть истинный и верный Спаситель. В том числе, по отношению к католикам.
« О самоубийцах и Троицкой родительской субботе
Нужна ли Церковь хорошему человеку? »
  • +8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Господи, прости нас грешных! Спасибо Тебе, Господи. за все спасибо!
0
Да уж… вроде логично. Но только надо разделить все же католиков и католиков. Есть люди родившиеся, на территории, где историчски, существует котолицизм и они по традиции становятся католиками. Так как и православными. Главное Христос. И если он на первом месте. То да. Аврелий говорил: в главном единство, во второстепенном свобода, в всем остальном — любовь.