Жена священника: какова ее роль в обществе?
Какова роль жены священника в обществе? Может ли она занимать какие-либо должности или ее роль априори должна быть связана лишь с семьей, мужем и его приходом? Отвечают матушки Марьяна Косточка, Наталья Белянова, Екатерина Немчинова.
Матушка Марьяна Косточка (Киев):
– Роль жены священника в обществе не очень отличается от роли любой женщины. Другое дело, что роль мужа накладывает ответственность. Священник – образ Христа. Батюшек «съедает», если можно так выразиться, приход. А матушка должна быть эдаким «громоотводом», ее главная задача – помочь мужу как можно дольше и продуктивнее работать на своем поприще. Как бы громко это ни звучало, матушка во многом определяет стремления и поступки мужа, а при хорошей жене муж об этом еще и не подозревает.
Забота о детях тоже важна. Но лучшее воспитание – это собственный пример. «Спасись сам, и вокруг тысячи спасутся».
Что же касается общественных «нагрузок»: если они не в ущерб семье, то допустимы. Думаю, жене священника достаточно приходской жизни, чтобы, как это модно говорить, реализовать свой потенциал. Да и любая женщина, на мой взгляд, больше, чем в семье, свои таланты не проявит, если приоритеты расставлены правильно. В наше время, когда многие понятия о жизни поставлены «с ног на голову», хорошая жена и мать – очень важная «должность».
Матушка Наталья Белянова (Харьков):
– Можно ли назначать на ответственные посты жену доктора, юриста, повара? А жену предпринимателя? Жену священника? На мой взгляд, назначение на должность женщины, исключительно являющейся «женой мужа по профессии такой-то», абсолютно не является приоритетом. Но назначение на ответственную должность по заслугам и достижениям, личностным качествам – главный аргумент для мудрого выбора. Хотя, пожалуй, только жена священника – это практически единственная «должность» из всех остальных, которая предполагает определенный взгляд на жизнь, определенное нравственное мировоззрение, определенный образ жизни, предназначение помогать всем, кому тяжело, самоотверженность, ответственность.
Матушка Екатерина Немчинова (Днепропетровск):
– Мне кажется, что сегодня такая патриархальная картинка, когда жизнь матушки ограничивается исключительно семьей и приходом, скорее исключение, чем правило. Хотя это не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд. Потому что кроме всех семейных обязанностей, как и у любой женщины, на плечах матушек лежат клирос, воскресные школы, различные православные проекты, социальная работа в приходах. Скажу также, что очень часто матушки выходят на работу вынужденно, когда финансовое состояние семьи не позволяет иметь только одного кормильца. Знаю достаточно много таких священнических семей. Кроме того, если матушка имеет профессию, может и хочет работать, развиваться профессионально – это предмет внутрисемейного обсуждения, как и в любой семье, когда принимается решение, выходить жене на работу или нет, и здесь неважно – это семья священническая или нет. Знаю замечательных матушек – высоких профессионалов: переводчиков, преподавателей, научных работников. Это дает прекрасную возможность светским людям увидеть матушек без тех стереотипов, которые сформировались в обществе. Поэтому повторюсь: если тема работающей матушки не рождает в семье конфликта, не нарушает семейной гармонии, если матушка справляется со всеми возложенными на нее обязанностями по приоритетным направлениям своей жизни (муж, дети, приход) и может еще найти применение своим талантам, данным ей Богом, в Церкви или обществе, это замечательно! Не надо зарывать таланты в землю!
Матушка Марьяна Косточка (Киев):
– Роль жены священника в обществе не очень отличается от роли любой женщины. Другое дело, что роль мужа накладывает ответственность. Священник – образ Христа. Батюшек «съедает», если можно так выразиться, приход. А матушка должна быть эдаким «громоотводом», ее главная задача – помочь мужу как можно дольше и продуктивнее работать на своем поприще. Как бы громко это ни звучало, матушка во многом определяет стремления и поступки мужа, а при хорошей жене муж об этом еще и не подозревает.
Забота о детях тоже важна. Но лучшее воспитание – это собственный пример. «Спасись сам, и вокруг тысячи спасутся».
Что же касается общественных «нагрузок»: если они не в ущерб семье, то допустимы. Думаю, жене священника достаточно приходской жизни, чтобы, как это модно говорить, реализовать свой потенциал. Да и любая женщина, на мой взгляд, больше, чем в семье, свои таланты не проявит, если приоритеты расставлены правильно. В наше время, когда многие понятия о жизни поставлены «с ног на голову», хорошая жена и мать – очень важная «должность».
Матушка Наталья Белянова (Харьков):
– Можно ли назначать на ответственные посты жену доктора, юриста, повара? А жену предпринимателя? Жену священника? На мой взгляд, назначение на должность женщины, исключительно являющейся «женой мужа по профессии такой-то», абсолютно не является приоритетом. Но назначение на ответственную должность по заслугам и достижениям, личностным качествам – главный аргумент для мудрого выбора. Хотя, пожалуй, только жена священника – это практически единственная «должность» из всех остальных, которая предполагает определенный взгляд на жизнь, определенное нравственное мировоззрение, определенный образ жизни, предназначение помогать всем, кому тяжело, самоотверженность, ответственность.
Матушка Екатерина Немчинова (Днепропетровск):
– Мне кажется, что сегодня такая патриархальная картинка, когда жизнь матушки ограничивается исключительно семьей и приходом, скорее исключение, чем правило. Хотя это не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд. Потому что кроме всех семейных обязанностей, как и у любой женщины, на плечах матушек лежат клирос, воскресные школы, различные православные проекты, социальная работа в приходах. Скажу также, что очень часто матушки выходят на работу вынужденно, когда финансовое состояние семьи не позволяет иметь только одного кормильца. Знаю достаточно много таких священнических семей. Кроме того, если матушка имеет профессию, может и хочет работать, развиваться профессионально – это предмет внутрисемейного обсуждения, как и в любой семье, когда принимается решение, выходить жене на работу или нет, и здесь неважно – это семья священническая или нет. Знаю замечательных матушек – высоких профессионалов: переводчиков, преподавателей, научных работников. Это дает прекрасную возможность светским людям увидеть матушек без тех стереотипов, которые сформировались в обществе. Поэтому повторюсь: если тема работающей матушки не рождает в семье конфликта, не нарушает семейной гармонии, если матушка справляется со всеми возложенными на нее обязанностями по приоритетным направлениям своей жизни (муж, дети, приход) и может еще найти применение своим талантам, данным ей Богом, в Церкви или обществе, это замечательно! Не надо зарывать таланты в землю!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.