Сокровище в глиняном сосуде: что скрыто в словах Писания
Проповедь Сергея Комарова на апостольское чтение пятнадцатой Недели по Пятидесятнице (2 Кор. 4: 6–15).
Вспомним, братья и сестры, несколько стихов, прочитанных сегодня из Апостола. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Мы видим, что апостол Павел здесь вспоминает начало творения мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Интересно, что созданию света Павел уподобляет озарение человеческого сердца светом христианской веры.
Действительно, в христианстве Бог творит нового человека, который смотрит на мир новыми глазами, слышит мир новыми ушами, говорит миру новые слова. Можно употребить такое сравнение: когда у нас плохо работает мобильный телефон, мы относим его в ремонт, и бывает, что там его «перепрошивают». По виду телефон остается тот же, но внутри он совсем другой. В нем активированы новые приложения, он не «тормозит» и в точности выполняет свои функции. Он вроде тот, а вроде и не тот. Так же и с уверовавшим человеком. Он вроде на вид прежний, но внутри в нем произошла серьезная перемена. Он теперь настроен на то, чтобы исполнять свое призвание, чтобы отвечать своему назначению на земле. Христианин – это человек, твердо знающий ответ на ключевые вопросы бытия: зачем я живу, Кто сотворил меня, что со мной будет после смерти. Христианин является настоящим человеком в совершенном смысле этого слова, ибо он исполняет свое высокое призвание во Христе – стать богом по благодати.
Святитель Феофан Затворник пишет, что словам «Да будет свет» соответствует евангельское выражение «Покайтесь и веруйте во Евангелие». Как после первых слов Создателя тут же появился первый в мироздании свет, так и евангельское слово постоянно творит нового человека, просвещенного светом Христовой истины и познанием славы Божией.
Важно, что Павел свою мысль приводит именно ко Христу. «Дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа», – пишет он. Новый человек, т. е. олицетворение исправленного, исцеленного человечества – это Господь Иисус Христос. И только в нем возможно познание славы Божией. Пусть услышат сомневающиеся, которые продолжают что-то искать в иных богах! Которые с надеждой погружаются в Веды, Трипитаку, Тибетскую книгу мертвых и прочие подобные книги. Послушайся, человек, голоса Библии: познание славы Божией возможно только в лице Иисуса Христа! В лице, о котором свт. Феофан пишет: «Какие совершенства Божии не отражаются в сем лике?! Тут и благость беспредельная, и правда бесконечная, тут и премудрость недомыслимая и всемогущество неизмеримое, тут и промышление всепопечительное и вседержительство всеобъемлющее».
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7), – продолжает Павел. «Сокровище сие» – это познание славы Божией, или, по-другому, благодать Святого Духа. Что такое глиняный сосуд? Это «слабость нашего естества и немощь нашей плоти» (свт. Феофан). Человеческая плоть, с одной стороны, очень сильна и вынослива. Но с другой – легко уязвима. Иногда достаточно, например, случайно уколоться грязной иголкой, и это послужит причиной смерти. Состояние человеческой плоти зависит от множества условностей: погоды, атмосферного давления, качества воздуха, воды, пищи. Малейшие отклонения от привычной нормы грозят нарушением нормальной работы организма. Действительно, плоть наша – немощный сосуд, глиняный кувшин.
Но в этот хрупкий сосуд Господь благоволил поместить Свою благодать, Свою славу. Для чего так устроено? Для того, чтобы человек осознавал одновременно не только свое величие как сосуда благодати, но и пребывал в смирении из-за немощи своей природы, «чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам». Чем более немощен человек телесно и духовно, тем более он обращается к Богу. Как пишет апостол Павел в 12-й главе того же Послания: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).
Интересное толкование этого места блаженным Иеронимом Стридонским. Святой Иероним – это человек, всю жизнь посвятивший изучению Священного Писания. Поэтому в толковании Писания он часто видел указание на само Писание. Вот и об этих словах: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» – он говорит: «сокровище в глиняных сосудах» – это великое духовное богатство, скрытое в простых словах Писания (см. Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы, Пс. 77). Т. е. под простыми буквами библейского текста, написанными человеческой рукой, скрывается большая драгоценность: благодать Божия. «Глиняный сосуд» для Иеронима – это слова Библии! Интересно, не правда ли?
Не знаю, какой лучший вывод сделать нам из прочитанного, как не такой: читайте Писание, дорогие христиане! Посмотрите, сколько в нем красоты! Любите Писание, братья и сестры, наслаждайтесь им, плачьте над ним, засыпайте с ним и просыпайтесь. Учите наизусть и разбирайте толкования. Что может быть красивее, глубже, благодатней Библии? «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне», – говорил Христос (Ин. 5:39). Павел писал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16)! «Легко спастись с Писаниями, – утверждал Златоуст, – а без них невозможно». Валаамский старец Алексий как-то сказал, что каждая буква библейского текста достойна быть вылитой из золота. И еще приходит на ум изречение Златоуста: «Тот, кто не читает Писания, обречен грешить».
Помните слова Христовы о том, что в Царствии Божием Он будет пить с нами новое вино? По толкованию уже упомянутого блаженного Иеронима, часто видящего в Писании указания на то же Писание, для Христа пить новое вино в Царствии Божием означает продолжить учить нас, раскрывая новые таинственные смыслы. А для нас пить новое вино означает слушать учение Христово, так считает Иероним. Красота? Красота! И уж, конечно, пить небесное вино Христовых речей удостоятся лишь те, кто полюбил вкус этого вина еще здесь, при земной жизни.
Поэтому будем любить Писание, братья и сестры – и Христос вознаградит нас за нашу любовь! Полюбим Писание – и оно научит нас любить наших ближних! Полюбим Писание – и оно научит любить самого Христа! Аминь.
Вспомним, братья и сестры, несколько стихов, прочитанных сегодня из Апостола. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Мы видим, что апостол Павел здесь вспоминает начало творения мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Интересно, что созданию света Павел уподобляет озарение человеческого сердца светом христианской веры.
Действительно, в христианстве Бог творит нового человека, который смотрит на мир новыми глазами, слышит мир новыми ушами, говорит миру новые слова. Можно употребить такое сравнение: когда у нас плохо работает мобильный телефон, мы относим его в ремонт, и бывает, что там его «перепрошивают». По виду телефон остается тот же, но внутри он совсем другой. В нем активированы новые приложения, он не «тормозит» и в точности выполняет свои функции. Он вроде тот, а вроде и не тот. Так же и с уверовавшим человеком. Он вроде на вид прежний, но внутри в нем произошла серьезная перемена. Он теперь настроен на то, чтобы исполнять свое призвание, чтобы отвечать своему назначению на земле. Христианин – это человек, твердо знающий ответ на ключевые вопросы бытия: зачем я живу, Кто сотворил меня, что со мной будет после смерти. Христианин является настоящим человеком в совершенном смысле этого слова, ибо он исполняет свое высокое призвание во Христе – стать богом по благодати.
Святитель Феофан Затворник пишет, что словам «Да будет свет» соответствует евангельское выражение «Покайтесь и веруйте во Евангелие». Как после первых слов Создателя тут же появился первый в мироздании свет, так и евангельское слово постоянно творит нового человека, просвещенного светом Христовой истины и познанием славы Божией.
Важно, что Павел свою мысль приводит именно ко Христу. «Дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа», – пишет он. Новый человек, т. е. олицетворение исправленного, исцеленного человечества – это Господь Иисус Христос. И только в нем возможно познание славы Божией. Пусть услышат сомневающиеся, которые продолжают что-то искать в иных богах! Которые с надеждой погружаются в Веды, Трипитаку, Тибетскую книгу мертвых и прочие подобные книги. Послушайся, человек, голоса Библии: познание славы Божией возможно только в лице Иисуса Христа! В лице, о котором свт. Феофан пишет: «Какие совершенства Божии не отражаются в сем лике?! Тут и благость беспредельная, и правда бесконечная, тут и премудрость недомыслимая и всемогущество неизмеримое, тут и промышление всепопечительное и вседержительство всеобъемлющее».
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7), – продолжает Павел. «Сокровище сие» – это познание славы Божией, или, по-другому, благодать Святого Духа. Что такое глиняный сосуд? Это «слабость нашего естества и немощь нашей плоти» (свт. Феофан). Человеческая плоть, с одной стороны, очень сильна и вынослива. Но с другой – легко уязвима. Иногда достаточно, например, случайно уколоться грязной иголкой, и это послужит причиной смерти. Состояние человеческой плоти зависит от множества условностей: погоды, атмосферного давления, качества воздуха, воды, пищи. Малейшие отклонения от привычной нормы грозят нарушением нормальной работы организма. Действительно, плоть наша – немощный сосуд, глиняный кувшин.
Но в этот хрупкий сосуд Господь благоволил поместить Свою благодать, Свою славу. Для чего так устроено? Для того, чтобы человек осознавал одновременно не только свое величие как сосуда благодати, но и пребывал в смирении из-за немощи своей природы, «чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам». Чем более немощен человек телесно и духовно, тем более он обращается к Богу. Как пишет апостол Павел в 12-й главе того же Послания: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).
Интересное толкование этого места блаженным Иеронимом Стридонским. Святой Иероним – это человек, всю жизнь посвятивший изучению Священного Писания. Поэтому в толковании Писания он часто видел указание на само Писание. Вот и об этих словах: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» – он говорит: «сокровище в глиняных сосудах» – это великое духовное богатство, скрытое в простых словах Писания (см. Иероним Стридонский, Трактат на Псалмы, Пс. 77). Т. е. под простыми буквами библейского текста, написанными человеческой рукой, скрывается большая драгоценность: благодать Божия. «Глиняный сосуд» для Иеронима – это слова Библии! Интересно, не правда ли?
Не знаю, какой лучший вывод сделать нам из прочитанного, как не такой: читайте Писание, дорогие христиане! Посмотрите, сколько в нем красоты! Любите Писание, братья и сестры, наслаждайтесь им, плачьте над ним, засыпайте с ним и просыпайтесь. Учите наизусть и разбирайте толкования. Что может быть красивее, глубже, благодатней Библии? «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне», – говорил Христос (Ин. 5:39). Павел писал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16)! «Легко спастись с Писаниями, – утверждал Златоуст, – а без них невозможно». Валаамский старец Алексий как-то сказал, что каждая буква библейского текста достойна быть вылитой из золота. И еще приходит на ум изречение Златоуста: «Тот, кто не читает Писания, обречен грешить».
Помните слова Христовы о том, что в Царствии Божием Он будет пить с нами новое вино? По толкованию уже упомянутого блаженного Иеронима, часто видящего в Писании указания на то же Писание, для Христа пить новое вино в Царствии Божием означает продолжить учить нас, раскрывая новые таинственные смыслы. А для нас пить новое вино означает слушать учение Христово, так считает Иероним. Красота? Красота! И уж, конечно, пить небесное вино Христовых речей удостоятся лишь те, кто полюбил вкус этого вина еще здесь, при земной жизни.
Поэтому будем любить Писание, братья и сестры – и Христос вознаградит нас за нашу любовь! Полюбим Писание – и оно научит нас любить наших ближних! Полюбим Писание – и оно научит любить самого Христа! Аминь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Важно не только читать, но и поступать нравственно.
- ↓
0
Спасибо! Слово входит в нас и меняет. Вот, что вы хотели сказать. Постичь Слово и не мешать Ему менять меня. И это непременно проявится в моих поступках
- ↑
- ↓
0
Мне очень нравится читать святое писание.Так на душе легко становится когда прочтешь.Все страхи и тревоги куда то уходят.
- ↓