Кладбищенские шифры
Рассказывает Александр Ткаченко: в детстве я любил гулять по городскому кладбищу. Уходил один и подолгу бродил между могилок, рассматривая памятники. Ограды стояли почти вплотную друг к другу, узкие промежутки между ними образовывали лабиринт, поросший редкими кустиками молочая и полыни.
Отправляясь путешествовать по нему, я каждый раз не знал, куда выведет меня очередной маршрут. Это был особый мир, совсем не похожий на тот, что оставался за кладбищенским забором. Тут почти не было людей, не слышны были обычные городские звуки – шум машин, разговоры, музыка. Лишь кладбищенские вороны изредка каркали где-то в кронах высоких деревьев. Я рассматривал памятники, читал имена давно умерших людей. И как будто знакомился с ними, прикасался к их жизни, уместившейся здесь в короткую черту между датами рождения и смерти.
На многих могилах стояли кресты. Во времена моего детства их можно было увидеть только здесь, на кладбище. То, что власть строго запрещала живым, разрешалось мертвым. Может быть, еще и поэтому мне так нравилось приходить сюда.
Все сферы общественной и частной жизни советских людей были надежно зачищены от малейших проявлений религиозной культуры. Бог, Евангелие, Жизнь Вечная – ничего обо всем этом я не слышал в детстве даже вскользь. Мир живых людей превратился тогда в духовную пустыню, и лишь на кладбище можно было увидеть символ нашего Спасения.
Особенно мне нравилось рассматривать старинные надгробья. На них были многословные надписи с экзотическими «ятями», где рассказывалось, что здесь покоится купец второй гильдии, земский врач, или почетный гражданин города. На обратной же стороне, обычно, располагались загадочные фразы:
«Блажени, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род», «Души их во благих водворятся» или же «Во царствии Твоем помяни нас, Господи».
Тогда я не понимал значения этих слов. Но когда читал их на полированных боках дореволюционных надгробий, в душе просыпалось какое-то незнакомое чувство.
Казалось, что рядом со мной находится огромный таинственный мир, невидимый для глаз. А непонятные слова на памятниках – весточки оттуда. И если суметь их расшифровать, этот мир вдруг раскроется передо мной, я стану его частью и это будет очень хорошо.
Прошли годы. Так получилось, что одно время мне пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением памятников. Я отливал их из смеси цемента с мраморной крошкой. Потом шлифовал, чтобы выявить текстуру мрамора. И уже по отшлифованной поверхности выбивал зубилом имена, фамилии, даты рождения и смерти. Случалось, что люди заказывали на памятнике какую-нибудь надпись. Одна пожилая женщина попросила выбить стихотворную эпитафию, которую она сочинила для умершей дочки. До сих пор помню ее листок бумаги с аккуратными строчками: «Сердце не смирится с горечью утраты: ты открыла двери и ушла куда-то».
Пожелания родных обычно укладывались в стандартный набор коротких текстов: «Помним, любим, скорбим», «Ушел из жизни ты мгновенно, а скорбь оставил навсегда», «Нам не смириться с этою бедой, что ты осталась вечно молодой…»
Все надписи были пропитаны какой-то тоскливой безнадежностью. В них слышался отголосок недавних времен, когда государство принуждало людей верить в смерть, как в окончательный и необратимый факт уничтожения человеческой личности. И это тоже были своего рода – зашифрованные послания.
Кого можно любить, если самого человека больше нет нигде и ни в какой форме? Разве что собственную память о нем, образ, который эта память хранит. И постоянно биться о мысль, что эта память – все, что у тебя осталось от любимого.
Лишь однажды интеллигентного вида бабушка принесла надпись совсем иного рода — «Милость твоя, Господи, лучше жизни». В ней не было дореволюционных «ятей», зато была спокойная радость и ожидание чуда, совсем как в детстве, во время моих одиноких прогулок по кладбищу. Правда теперь я уже мог «расшифровать» эту надпись и увидеть в ней отблеск тихого света из того мира, который нам всем рано или поздно предстоит для себя открыть: Бог милостив к нам в этой жизни. Он не оставит нас Своей милостью и после нашей смерти. Потому что любит нас, и любовь Его вечна.
Отправляясь путешествовать по нему, я каждый раз не знал, куда выведет меня очередной маршрут. Это был особый мир, совсем не похожий на тот, что оставался за кладбищенским забором. Тут почти не было людей, не слышны были обычные городские звуки – шум машин, разговоры, музыка. Лишь кладбищенские вороны изредка каркали где-то в кронах высоких деревьев. Я рассматривал памятники, читал имена давно умерших людей. И как будто знакомился с ними, прикасался к их жизни, уместившейся здесь в короткую черту между датами рождения и смерти.
На многих могилах стояли кресты. Во времена моего детства их можно было увидеть только здесь, на кладбище. То, что власть строго запрещала живым, разрешалось мертвым. Может быть, еще и поэтому мне так нравилось приходить сюда.
Все сферы общественной и частной жизни советских людей были надежно зачищены от малейших проявлений религиозной культуры. Бог, Евангелие, Жизнь Вечная – ничего обо всем этом я не слышал в детстве даже вскользь. Мир живых людей превратился тогда в духовную пустыню, и лишь на кладбище можно было увидеть символ нашего Спасения.
Особенно мне нравилось рассматривать старинные надгробья. На них были многословные надписи с экзотическими «ятями», где рассказывалось, что здесь покоится купец второй гильдии, земский врач, или почетный гражданин города. На обратной же стороне, обычно, располагались загадочные фразы:
«Блажени, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род», «Души их во благих водворятся» или же «Во царствии Твоем помяни нас, Господи».
Тогда я не понимал значения этих слов. Но когда читал их на полированных боках дореволюционных надгробий, в душе просыпалось какое-то незнакомое чувство.
Казалось, что рядом со мной находится огромный таинственный мир, невидимый для глаз. А непонятные слова на памятниках – весточки оттуда. И если суметь их расшифровать, этот мир вдруг раскроется передо мной, я стану его частью и это будет очень хорошо.
Прошли годы. Так получилось, что одно время мне пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением памятников. Я отливал их из смеси цемента с мраморной крошкой. Потом шлифовал, чтобы выявить текстуру мрамора. И уже по отшлифованной поверхности выбивал зубилом имена, фамилии, даты рождения и смерти. Случалось, что люди заказывали на памятнике какую-нибудь надпись. Одна пожилая женщина попросила выбить стихотворную эпитафию, которую она сочинила для умершей дочки. До сих пор помню ее листок бумаги с аккуратными строчками: «Сердце не смирится с горечью утраты: ты открыла двери и ушла куда-то».
Пожелания родных обычно укладывались в стандартный набор коротких текстов: «Помним, любим, скорбим», «Ушел из жизни ты мгновенно, а скорбь оставил навсегда», «Нам не смириться с этою бедой, что ты осталась вечно молодой…»
Все надписи были пропитаны какой-то тоскливой безнадежностью. В них слышался отголосок недавних времен, когда государство принуждало людей верить в смерть, как в окончательный и необратимый факт уничтожения человеческой личности. И это тоже были своего рода – зашифрованные послания.
Кого можно любить, если самого человека больше нет нигде и ни в какой форме? Разве что собственную память о нем, образ, который эта память хранит. И постоянно биться о мысль, что эта память – все, что у тебя осталось от любимого.
Лишь однажды интеллигентного вида бабушка принесла надпись совсем иного рода — «Милость твоя, Господи, лучше жизни». В ней не было дореволюционных «ятей», зато была спокойная радость и ожидание чуда, совсем как в детстве, во время моих одиноких прогулок по кладбищу. Правда теперь я уже мог «расшифровать» эту надпись и увидеть в ней отблеск тихого света из того мира, который нам всем рано или поздно предстоит для себя открыть: Бог милостив к нам в этой жизни. Он не оставит нас Своей милостью и после нашей смерти. Потому что любит нас, и любовь Его вечна.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
В детстве я очень боялась быть на кладбище, если и случалось там бывать, то всегда держала маму за руку, а маме(Царство ей небесное) нравилось там бывать, и она говорила-Люблю ходить по кладбищу, но попадать сюда не хочу, но её судьба в 61 год уйти в мир иной.Я, уже теперь будучи взрослой, также прихожу в это святое место и замечаю, что мне хочется приходить сюда, потому что создаётся ощущение того, что на кладбище родных и знакомых уже больше, чем их остаётся в жизни.Ещё читала выражение-«Если тебе очень плохо-сходи на кладбище, ты считаешь себя самым счастливым и удачливым- сходи на кладбище...» Вот такая жизнь…
- ↓
+3
Власть никогда религию не запрещала. Люди ходили в церковь, крестились, отправляли любые церковные ритуалы. Исключения: 1. Членам партии не рекомендовалось крестить детей. 2. Евреи после известных событий 2 мировой войны меньше стали делать обрезание мальчикам, хотя я знаю многих ребят моего возраста, которым эту процедуру всё равно делали. 3. О своей вере просто нужно было меньше распространяться (а действительно, кому какое дело?). Прикол в том, что сейчас атеисты на этот счёт не очень распространяются (и правда, кому какое дело, у нас свобода вероисповедания, как и было тогда).
- ↓
+1
Смерть, есть рождение.
- ↓
+3
ни +, ни — . я не понял «глубинного смыла» шифров
- ↓
0
Напоминает «Кладбищенские истории» Бориса Акунина
- ↓
+4
Тоже в детстве любила гулять по кладбищу. И что действительно странно, учитывая мой возраст 7-12 лет, так это то, что не было ни малейшего страха, а только интерес и глубочайшее чувство покоя, и умиротворения!
- ↓
+4
Это в христианстве, которому 1000 лет, принято хоронить умерших. А в ведическом православии, которое было на земле до христианства, трупы умерших сжигали. Поэтому, не было кладбищ, земля была чистой. Скоро наша древняя истинная вера опять вернётся и наша планета станет чище.
- ↓
0
5+++++++++++++++++++ Захоронение в землю ЧРЕВАТО ПОСЛЕДСТВИЯМИ… НУЖНО ТОЛЬКО СЖИГАТЬ ТРУПЫ… ГАДИТЬ ЗЕМЛЮ И КОРМИТЬ СВОИХ ПОТОМКОВ ТРУПНЫМИ ЯДАМИ И ЧЕРВЯМИ… ГРЯЗНАЯ ВОДА, ОНКОЛОГИЯ, ПАРАЗИТЫ И ТАК ДЕЛЕЕ…
- ↑
- ↓
0
Истину говорите, абсолютно с Вами согласна!
- ↑
- ↓
+3
Двоякое чувство оставила статья. С одной стороны---да, кладбищенский мир тих и безнадежен, многие люди боятся бывать в одиночестве на кладбищах, в каких-то двух метрах от тебя лежат под ногами те, кого ты любил и продолжаешь любить и помнить. Но кажется, что они видят тебя глазами деревьев(обращали внимание, какие-высокие, никем не посаженные растут там деревья?), это трудно объяснить, какая-то связь с потусторонним миром, все же, есть--она ощущается именно за кладбищенской оградой. А с другой стороны--БОГ, --есть ли он на самом деле, забирает ли он к себе умерших, возвращает ли он души на землю? Вопросов всегда больше, чем ответов, да и кто знает как отвечать…
- ↓
0
Захоронение в землю ЧРЕВАТО ПОСЛЕДСТВИЯМИ… НУЖНО ТОЛЬКО СЖИГАТЬ ТРУПЫ… ГАДИТЬ ЗЕМЛЮ И КОРМИТЬ СВОИХ ПОТОМКОВ ТРУПНЫМИ ЯДАМИ И ЧЕРВЯМИ… ГРЯЗНАЯ ВОДА, ОНКОЛОГИЯ, ПАРАЗИТЫ И ТАК ДЕЛЕЕ…
- ↑
- ↓
+2
А меня занимал вопрос: «За миллионы и миллионы лет рождалось и умирало столько людей, что наша планета стала сплошным кладбищем, и мы живём на их могилах. А строить жилище на костях умерших чревато большими невзгодами. Наверное поэтому войны на земле не заканчиваются?»
- ↓
0
Захоронение в землю ЧРЕВАТО ПОСЛЕДСТВИЯМИ… НУЖНО ТОЛЬКО СЖИГАТЬ ТРУПЫ… ГАДИТЬ ЗЕМЛЮ И КОРМИТЬ СВОИХ ПОТОМКОВ ТРУПНЫМИ ЯДАМИ И ЧЕРВЯМИ… ГРЯЗНАЯ ВОДА, ОНКОЛОГИЯ, ПАРАЗИТЫ И ТАК ДЕЛЕЕ…
- ↑
- ↓
+2
Спасибо.Интересно.Наша душа принадлежит Богу, а значит она вечна
- ↓