Церковный Новый год
14 сентября начинается новый церковный год. Какова история дня новолетия в России? Павел Флоренский как-то подметил: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие». Эту мысль иллюстрирует и русская традиция встречи Нового года.
1 января 45 г. до Р. Х. Римская империя по воле Юлия Цезаря перешла с лунного календаря на солнечный. А в 312 году византийский император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года с 1 сентября. В VI веке эта традиция вошла в жизнь Церкви.
Из Византии традиция отмечать церковное Новолетие перешла и на Русь, хотя даже после принятия христианства в народе долгое время не было единой даты встречи Нового года. Считается, что чаще всего новогодними признавались дни, близкие к весеннему равноденствию. Попыткой Церкви бороться с языческими датами, некоторые этнографы и фольклористы объясняют в том числе и традицию Масленицы: якобы, это отголосок языческого праздника, суть которого переосмыслили и по времени переместили в канун поста. Одна из долго продержавшихся в сознании дат (наряду с 1 сентября) — это 20-е числа марта.
В итоге, на Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. С конца XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г… Соответственно, и к вопросу о дате Нового года относились без особого внимания.
Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно, следуя византийской традиции, окончательно определил дату Новолетия — 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Эта дата выглядела разумной и из соображений государственных: в августе-сентябре собирали урожай, и казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи.
Впрочем, прежние традиции не понравились реформатору и создателю империи Петру Великому. Он, ссылаясь на практику многих народов, но явно ориентируясь на Европу, отменил прежний обычай вести летоисчисление от Сотворения мира, повелев считать даты от Рождества Христова. И одновременно приказал праздновать Новый год через 7 дней после Рождественского праздника. Впервые Новый год праздновался по новому с 1699 на 1700 годы от Р.Х…
В 1918 году Россия перешла с юлианского на принятый в Европе григорианский календарь, в декабре 1918 года оказалось на 13 дней меньше. Но в разгар Гражданской войны это мало кто заметил. Намного больнее оказалась впоследствии то, что на Новогоднюю дату теперь приходились самые строгие дни Рождественского поста, причем непосредственно 1 января нового стиля в Церкви поминают священномученика Вонифатия, которому молятся от избавлении от недуга пьянства. Вопрос расхождения светской и церковной традиций не решён до сих пор. Но осталось низменным одно правило: собственное Новолетие Церковь по-прежнему отмечает 1 сентября (14 сентября по новому стилю).
1 января 45 г. до Р. Х. Римская империя по воле Юлия Цезаря перешла с лунного календаря на солнечный. А в 312 году византийский император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года с 1 сентября. В VI веке эта традиция вошла в жизнь Церкви.
Из Византии традиция отмечать церковное Новолетие перешла и на Русь, хотя даже после принятия христианства в народе долгое время не было единой даты встречи Нового года. Считается, что чаще всего новогодними признавались дни, близкие к весеннему равноденствию. Попыткой Церкви бороться с языческими датами, некоторые этнографы и фольклористы объясняют в том числе и традицию Масленицы: якобы, это отголосок языческого праздника, суть которого переосмыслили и по времени переместили в канун поста. Одна из долго продержавшихся в сознании дат (наряду с 1 сентября) — это 20-е числа марта.
В итоге, на Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. С конца XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г… Соответственно, и к вопросу о дате Нового года относились без особого внимания.
Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно, следуя византийской традиции, окончательно определил дату Новолетия — 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Эта дата выглядела разумной и из соображений государственных: в августе-сентябре собирали урожай, и казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи.
Впрочем, прежние традиции не понравились реформатору и создателю империи Петру Великому. Он, ссылаясь на практику многих народов, но явно ориентируясь на Европу, отменил прежний обычай вести летоисчисление от Сотворения мира, повелев считать даты от Рождества Христова. И одновременно приказал праздновать Новый год через 7 дней после Рождественского праздника. Впервые Новый год праздновался по новому с 1699 на 1700 годы от Р.Х…
В 1918 году Россия перешла с юлианского на принятый в Европе григорианский календарь, в декабре 1918 года оказалось на 13 дней меньше. Но в разгар Гражданской войны это мало кто заметил. Намного больнее оказалась впоследствии то, что на Новогоднюю дату теперь приходились самые строгие дни Рождественского поста, причем непосредственно 1 января нового стиля в Церкви поминают священномученика Вонифатия, которому молятся от избавлении от недуга пьянства. Вопрос расхождения светской и церковной традиций не решён до сих пор. Но осталось низменным одно правило: собственное Новолетие Церковь по-прежнему отмечает 1 сентября (14 сентября по новому стилю).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.