О троллях и пророках
Тролль — сказочное, и, обычно, недоброе существо из скандинавской мифологии, персонаж саг и сказок, попавший оттуда в литературу, фильмы и компьютерные игры. Многие из нас впервые познакомились с троллями в сказках замечательного (и глубоко христианского) датского писателя Ганса Христиана Андерсена.
Вы наверняка помните его «Снежную Королеву» и историю про «Зеркало Троллей»:
«Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало».
В наши дни слово «тролль» приобрело еще одно значение — интернет-хулиган, который развлекается, оскорбляя людей и провоцируя длинные, бессмысленные и ожесточенные перепалки. Но у интернет-троллей есть много общего с «зеркалом троллей» Андерсена. Троллинг бывает разный — но очень часто он указывает на (реальные или предполагаемые) грехи и пороки жертв. Тролли не просто пошло хулиганят, но обличают зло — почти как пророки, с которыми они себя иногда даже сравнивают.
Пророки, действительно, говорили своему народу много очень резких и тяжелых слов; современный интернет полон гневных обличений и яростных упреков. Нам с большой охотой сообщают, какими негодяями и подлецами мы окружёны; стороны в конфликтах вываливают друг на друга тонны компромата — достоверного или нет, да кто будет подробно разбираться. Любое неудачное, ошибочное, или даже просто вырванное из контекста высказывание разносится по тысячам блогов с восторженными комментариями «посмотрите люди добрые, какой же идиот и мерзавец!»
В чем разница между пророческим обличением и тиражированием компромата? Интуитивно ясно, что это разные вещи — хотя вторая может прикидываться первой — но как эту разницу обозначить? Попробуем это сделать.
Прежде всего, мы можем отметить разницу в мотивах, в целях. Цель пророческого обличения — это примирение, восстановление отношений с Богом и, благодаря этому, правильных отношений между людьми. «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19) Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. (Иер.3:22)»
Цели тролльских нападок другие — заткнуть рот оппоненту, показать, что человек он дурной, глупый и аморальный, и слушать его не стоит. Ни о каком примирении не идет и речи — речь идет о победе, о, по крайней мере, символическом, уничтожении противника, изгнании его из пространства общественной дискуссии и лишении его права голоса. Что могут сказать нам эти про-(или анти) правительственные уроды? Да они же все патентованные мерзавцы, воры, растлители, убийцы и негодяи!
Другая цель — утверждение своей принадлежности к группе, «я тоже ненавижу этих мерзавцев — следовательно, я — свой», я принят в соответствующих кругах, которые и формируются по принципу «дружбы против».
Еще один мотив — скорее психологический. Бремя моей собственной вины, беспокойство о том, а правильно ли я живу, гораздо легче нести, уверив себя, что я живу в окружении мерзавцев. Ведь на этом-то фоне я совсем неплох! Кругом негодяи и уроды — значит и мне многое позволительно. На этом фоне я в любом случае выгляжу очень прилично. Не я такой, жизнь такая.
Пророки всегда исходят из существования нормы, должного, правильного положения дел, при котором люди хранят верность единому истинному Богу и по правде и милости поступают друг с другом, особенно с наиболее уязвимыми членами общества — «бедным, пришельцем, сиротой и вдовой». Пророки стремятся утвердить эту норму. Даже если в своей полноте норма и не будет осуществлена, именно она является целью, к которой должно стремиться. За пророческим обличением стоит видение общества, каким оно должно быть.
Цель троллей — разрушение нормы. Это видно потому, каким яростным нападкам подвергаются все, кто пытаются говорить о норме — Церковь особенно, но не только. Тезис, который они пытаются утвердить, выглядит примерно так — «все, кто говорят о норме — дурные люди, лицемеры, обманщики; следовательно, верить им нельзя; следовательно нормы никакой нет». Можно, конечно, возразить, что судить кого-либо можно только от имени какой-то нравственной нормы — но это слишком длинная мысль для тролля.
Такое бывает не только у нас — в других странах люди, говорящие о норме — будь то известный проповедник слова Божия, подвижница милосердия или просто человек известный чистой, нравственной жизнью — тоже живут в окружении противников, настойчиво желающих уличить их хоть в чем-то, чтобы воскликнуть — вот видите, нет никакой нормы и правильности, они все лицемеры! А люди, которые действительно оказываются лицемерами, всегда могут быть уверены, что СМИ и блоги сделают им самую широкую рекламу.
Пророки видят зло на фоне того добра, которое это зло портит — их противление злу исходит из любви к благу, как нас ужасает пятно на любимом лице. Зло угрожает чему-то важному и бесконечно дорогому — отношениям с Богом, справедливости и милости между людьми — и пророки противятся ему именно поэтому. «Иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную… Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились… (Иер.2:2-5)».
Зло, грех и порча в человеке, в обществе, в народе Божием воспринимаются как дыра, как паразит на чем-то хорошем — и от него надо избавиться, чтобы освободить это хорошее. Грех обличают затем, чтобы высвободить в грешнике потенциального святого; единственная причина, по которой Пророки, Господь и Апостолы обличают грех — это любовь к грешникам, которые являются драгоценными в очах Божиих человеческими существами, призванными к покаянию, спасению и вечной жизни.
Взгляд троллей — как это гениально замечено Андересеном — не видит вообще ничего доброго. Люди, на которых они обращают внимание, всегда являются законченными уродами, в которых нечего одобрить, нечему порадоваться и нечего спасать. Это взгляд из ада. Любое сообщество (движение, страна, община) судится по наихудшим своим представителям, человек — по наихудшим своим высказываниям, более того, любые его действия и высказывания интерпретируются исходя из той данности, что он — законченный мерзавец и все, что он может говорить или делать, продиктовано самыми низменными мотивами. Тролли ничего не могут исправить, потому что и не хотят исправлять.
Чтобы исправить что-то, нужны, как минимум, два условия — вы должны хотеть это исправить и верить в возможность такого исправления. Чтобы хотеть исправить что-нибудь — от испорченной вещи до испорченных отношений — вы должны верить, что эта вещь — или эти отношения — стоят того, чтобы быть восстановленными. Вы не хотите просто выбросить их и заменить другими; вы цените их достаточно для того, чтобы прилагать усилия. Вы также должны верить в то, что такое восстановление возможно — иначе вы никогда не приступите к делу. Во взгляде пророков всегда присутствует любовь и надежда; у троллей не бывает ни того, ни другого. Человек, полагающий, что «пора валить из этой страны» никогда ничего не сделает для страны полезного — просто потому что не находит ее стоящей усилий.
В нашем обществе — и уж точно в русской сети — нет недостатка в троллях, зато есть острая нехватка пророков. Не пророков в буквальном смысле, конечно, как людей получивших непосредственное откровение от Бога, «пойди и скажи этому народу», а людей, которые могут говорить правду Божию, правду, которая исходит из любви и надежды и ищет примирения, а не вражды, которая хочет исцелять, а не уязвлять, восстанавливать, а не разрушать.
Но еще одно отличие пророков от троллей — тролли всегда действуют толпой, «все побежали — и я побежал», все перепостили гадость про какого-то неприятного нам человека — и я перепостил. Пророк показывает пример личного выбора, который совершается в одиночестве и тишине, перед Богом, в ответе на Его личный призыв. Он не бежит за толпой — он внимательно прислушивается. «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв.2:1)». Сам Господь Иисус показывает нам пример, удаляясь для молитвы в пустынные места.
Троллинг, как образ действий, как взгляд на мир и друг на друга проникает и в православную среду — это особенно заметно в ситуации конфликтов, когда вместо желания спокойно разобраться в происшедшем, без злобы к кому-либо и с состраданием ко всем, люди делятся на два лагеря болельщиков, каждый из которых подзуживает «свою» сторону, как дурные подростки, которые подталкивают назревающую драку — «Да он тебя все равно что козлом обозвал! Да я бы уже полчаса как дрался! Неужели ты ему спустишь? Да он потом тебя вообще!». Естественно, никто не желает выслушивать стороны и разбираться в том, что же произошло на самом деле. Рассмотрение деталей может ослабить нашу уверенность в том, кто тут законченный мерзавец, и подорвать нашу решимость. Но нам стоит приобрести другую решимость — учиться у Пророков, Апостолов и самого Господа. Только так мы сможем принести какую-то пользу — если мы хотим ее принести.
Вы наверняка помните его «Снежную Королеву» и историю про «Зеркало Троллей»:
«Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало».
В наши дни слово «тролль» приобрело еще одно значение — интернет-хулиган, который развлекается, оскорбляя людей и провоцируя длинные, бессмысленные и ожесточенные перепалки. Но у интернет-троллей есть много общего с «зеркалом троллей» Андерсена. Троллинг бывает разный — но очень часто он указывает на (реальные или предполагаемые) грехи и пороки жертв. Тролли не просто пошло хулиганят, но обличают зло — почти как пророки, с которыми они себя иногда даже сравнивают.
Пророки, действительно, говорили своему народу много очень резких и тяжелых слов; современный интернет полон гневных обличений и яростных упреков. Нам с большой охотой сообщают, какими негодяями и подлецами мы окружёны; стороны в конфликтах вываливают друг на друга тонны компромата — достоверного или нет, да кто будет подробно разбираться. Любое неудачное, ошибочное, или даже просто вырванное из контекста высказывание разносится по тысячам блогов с восторженными комментариями «посмотрите люди добрые, какой же идиот и мерзавец!»
В чем разница между пророческим обличением и тиражированием компромата? Интуитивно ясно, что это разные вещи — хотя вторая может прикидываться первой — но как эту разницу обозначить? Попробуем это сделать.
Прежде всего, мы можем отметить разницу в мотивах, в целях. Цель пророческого обличения — это примирение, восстановление отношений с Богом и, благодаря этому, правильных отношений между людьми. «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19) Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. (Иер.3:22)»
Цели тролльских нападок другие — заткнуть рот оппоненту, показать, что человек он дурной, глупый и аморальный, и слушать его не стоит. Ни о каком примирении не идет и речи — речь идет о победе, о, по крайней мере, символическом, уничтожении противника, изгнании его из пространства общественной дискуссии и лишении его права голоса. Что могут сказать нам эти про-(или анти) правительственные уроды? Да они же все патентованные мерзавцы, воры, растлители, убийцы и негодяи!
Другая цель — утверждение своей принадлежности к группе, «я тоже ненавижу этих мерзавцев — следовательно, я — свой», я принят в соответствующих кругах, которые и формируются по принципу «дружбы против».
Еще один мотив — скорее психологический. Бремя моей собственной вины, беспокойство о том, а правильно ли я живу, гораздо легче нести, уверив себя, что я живу в окружении мерзавцев. Ведь на этом-то фоне я совсем неплох! Кругом негодяи и уроды — значит и мне многое позволительно. На этом фоне я в любом случае выгляжу очень прилично. Не я такой, жизнь такая.
Пророки всегда исходят из существования нормы, должного, правильного положения дел, при котором люди хранят верность единому истинному Богу и по правде и милости поступают друг с другом, особенно с наиболее уязвимыми членами общества — «бедным, пришельцем, сиротой и вдовой». Пророки стремятся утвердить эту норму. Даже если в своей полноте норма и не будет осуществлена, именно она является целью, к которой должно стремиться. За пророческим обличением стоит видение общества, каким оно должно быть.
Цель троллей — разрушение нормы. Это видно потому, каким яростным нападкам подвергаются все, кто пытаются говорить о норме — Церковь особенно, но не только. Тезис, который они пытаются утвердить, выглядит примерно так — «все, кто говорят о норме — дурные люди, лицемеры, обманщики; следовательно, верить им нельзя; следовательно нормы никакой нет». Можно, конечно, возразить, что судить кого-либо можно только от имени какой-то нравственной нормы — но это слишком длинная мысль для тролля.
Такое бывает не только у нас — в других странах люди, говорящие о норме — будь то известный проповедник слова Божия, подвижница милосердия или просто человек известный чистой, нравственной жизнью — тоже живут в окружении противников, настойчиво желающих уличить их хоть в чем-то, чтобы воскликнуть — вот видите, нет никакой нормы и правильности, они все лицемеры! А люди, которые действительно оказываются лицемерами, всегда могут быть уверены, что СМИ и блоги сделают им самую широкую рекламу.
Пророки видят зло на фоне того добра, которое это зло портит — их противление злу исходит из любви к благу, как нас ужасает пятно на любимом лице. Зло угрожает чему-то важному и бесконечно дорогому — отношениям с Богом, справедливости и милости между людьми — и пророки противятся ему именно поэтому. «Иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную… Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились… (Иер.2:2-5)».
Зло, грех и порча в человеке, в обществе, в народе Божием воспринимаются как дыра, как паразит на чем-то хорошем — и от него надо избавиться, чтобы освободить это хорошее. Грех обличают затем, чтобы высвободить в грешнике потенциального святого; единственная причина, по которой Пророки, Господь и Апостолы обличают грех — это любовь к грешникам, которые являются драгоценными в очах Божиих человеческими существами, призванными к покаянию, спасению и вечной жизни.
Взгляд троллей — как это гениально замечено Андересеном — не видит вообще ничего доброго. Люди, на которых они обращают внимание, всегда являются законченными уродами, в которых нечего одобрить, нечему порадоваться и нечего спасать. Это взгляд из ада. Любое сообщество (движение, страна, община) судится по наихудшим своим представителям, человек — по наихудшим своим высказываниям, более того, любые его действия и высказывания интерпретируются исходя из той данности, что он — законченный мерзавец и все, что он может говорить или делать, продиктовано самыми низменными мотивами. Тролли ничего не могут исправить, потому что и не хотят исправлять.
Чтобы исправить что-то, нужны, как минимум, два условия — вы должны хотеть это исправить и верить в возможность такого исправления. Чтобы хотеть исправить что-нибудь — от испорченной вещи до испорченных отношений — вы должны верить, что эта вещь — или эти отношения — стоят того, чтобы быть восстановленными. Вы не хотите просто выбросить их и заменить другими; вы цените их достаточно для того, чтобы прилагать усилия. Вы также должны верить в то, что такое восстановление возможно — иначе вы никогда не приступите к делу. Во взгляде пророков всегда присутствует любовь и надежда; у троллей не бывает ни того, ни другого. Человек, полагающий, что «пора валить из этой страны» никогда ничего не сделает для страны полезного — просто потому что не находит ее стоящей усилий.
В нашем обществе — и уж точно в русской сети — нет недостатка в троллях, зато есть острая нехватка пророков. Не пророков в буквальном смысле, конечно, как людей получивших непосредственное откровение от Бога, «пойди и скажи этому народу», а людей, которые могут говорить правду Божию, правду, которая исходит из любви и надежды и ищет примирения, а не вражды, которая хочет исцелять, а не уязвлять, восстанавливать, а не разрушать.
Но еще одно отличие пророков от троллей — тролли всегда действуют толпой, «все побежали — и я побежал», все перепостили гадость про какого-то неприятного нам человека — и я перепостил. Пророк показывает пример личного выбора, который совершается в одиночестве и тишине, перед Богом, в ответе на Его личный призыв. Он не бежит за толпой — он внимательно прислушивается. «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв.2:1)». Сам Господь Иисус показывает нам пример, удаляясь для молитвы в пустынные места.
Троллинг, как образ действий, как взгляд на мир и друг на друга проникает и в православную среду — это особенно заметно в ситуации конфликтов, когда вместо желания спокойно разобраться в происшедшем, без злобы к кому-либо и с состраданием ко всем, люди делятся на два лагеря болельщиков, каждый из которых подзуживает «свою» сторону, как дурные подростки, которые подталкивают назревающую драку — «Да он тебя все равно что козлом обозвал! Да я бы уже полчаса как дрался! Неужели ты ему спустишь? Да он потом тебя вообще!». Естественно, никто не желает выслушивать стороны и разбираться в том, что же произошло на самом деле. Рассмотрение деталей может ослабить нашу уверенность в том, кто тут законченный мерзавец, и подорвать нашу решимость. Но нам стоит приобрести другую решимость — учиться у Пророков, Апостолов и самого Господа. Только так мы сможем принести какую-то пользу — если мы хотим ее принести.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.