Как генерал-майор полиции из Таджикистана стал православным

О своем пути к Православию, работе в полиции, родном Таджикистане и заветах отца рассказывает генерал-майор милиции Хуршед Ишонкулович Нуманов, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД Российской Федерации.



Хуршед Ишонкулович Нуманов
Как вы, мусульманин по рождению, приняли Православие? Что побудило вас совершить такой шаг?
– Я руководствовался в первую очередь тем, что Бог един. Видимо, то, с чем я сталкивался в жизни, наложило определенный отпечаток. Повлияло и то, что мне преподавали в школе, то, что я испытал на себе… Иными словами, сама жизнь подтолкнула к принятию такого важного решения.
Знаете, почему я при крещении выбрал имя Павел? К святому апостолу Павлу возносят молитвы при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев, а также о том, чтобы утвердиться в вере. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор. 15: 9–10) – так характеризует себя сам великий апостол Павел. В 7–9-й главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян. 13: 9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую Церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан. Фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания, а потом он сам подвергается испытаниям – на пути в Дамаск слышит неведомый голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» – и на три дня лишается зрения. Христианин Анания его исцеляет, и он крестится. По крещении он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. Из этой истории сделал для себя вывод: Савл ослеп и понял: не нужно делать людям зла – и из фарисея Савла стал христианином Павлом.
Каждый избирает свой путь. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36: 3). В молитвенном обращении к святому Павлу говорится о том, что Он долго скитался, проповедовал христианство и при этом был бит, покалечен, но не отступился от выбранного пути, таким образом искупая свою вину. Каждому воздается то, что заслуживает, но при этом не больше того, что может вынести. Каждый должен нести свой крест. И сейчас у меня все равно в жизни есть проблемы, но я должен пройти через эти испытания и выдержать их. Православие мне в этом помогает.
Все началось с того, что я стал посещать православные храмы из любопытства, из интереса. Необыкновенной красоты лики святых буквально притягивали взгляд. Помню, как в детстве, а после и в более зрелом возрасте я смотрел фильмы, посвященные иконописи, жизни Иисуса Христа, святых отцов Православной Церкви. Вырваться из суетливого мирского хода жизни и прийти в храм – это словно глоток свежего воздуха. Я просто слушал молебны, смотрел, как люди обращаются к святым, начал узнавать, к каким святым с какими просьбами следует возносить молитву. Большинство людей искренне верили в то, что тот или иной святой, к которому они творили свои молитвы, поможет, и действительно, им давалось по вере их.
– Есть ли святые, которым вы особенно молитесь?
– Я всегда обращаюсь в первую очередь к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, к апостолу Павлу и к блаженной Матронушке. Я несколько раз бывал в Покровском монастыре и запомнил слова святой, которые дошли до наших дней: «Обращайтесь ко мне как к живой – и я вам помогу». Я в этом убедился – образок Матронушки всегда со мной. Но это произошло чуть позже. А поначалу, приходя в храм, я успокаивался, духовно и физически отдыхал.
Наверное, лет так с десять я часто стал бывать в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Съездите туда, настоятельно вам рекомендую. И как только зайдете в храм, почувствуете необыкновенно намоленный дух, который действительно успокаивает. Конечно же, начинаешь обдумывать все свои поступки, спрашиваешь у Господа, как нужно поступить в той или иной ситуации, и ответ приходит. Пусть не сразу. Куда бы ты потом ни пошел, в голове остаются вопросы, а Господь путем жизненных ситуаций показывает, как нужно поступить.




Ипатьевский монастырь
Когда я познакомился с архиепископом Костромским и Галичским Александром (сейчас митрополит Астанайский и Казахстанский), он мне все разъяснил без всякого давления, просто водил по тем храмам, где он был главой, в свою резиденцию в Костроме. Я внимал каждому слову, видел, что владыка Александр аскет – в его покоях все очень скромно, а когда стал митрополитом, то взял из вещей лишь один чемодан. Многие из епархии владыки Александра поехали вслед за ним. Владыка также бывает в Москве, и я, зная об этом, обязательно прихожу на службу.
– Расскажите о том, как вы крестились.
– Это важное для меня событие – Крещение – произошло в 2013 году. Тогда мне было очень плохо – и жизненные, и семейные неурядицы, я даже чуть было не попал в аварию. В Ховринском храме Пресвятой Богородицы обратился с просьбой освятить машину – на это мне дан был ответ: не машину, а колесницу. На следующий день утром рано приехал на чистой машине к храму. Священник освятил «колесницу» и сказал: «Давай и тебя окроплю». В тот момент я был как будто в тумане – и вдруг проснулся. Позже священник сказал мне: «Вот ты ходишь в церковь, но не молишься, не крестишься, а просто слушаешь Литургии». Я ответил, что не крещенный, но хотел бы креститься. «Не торопись, – сказал батюшка, – подумай как следует». – «Я хочу креститься», – снова повторил я, и священник подсказал, к кому можно обратиться для более детальной беседы. Отец Алексий побеседовал со мной, выслушал рассказ о моей жизни, о желании принять православную веру. Батюшка поведал мне, что шаг этот очень серьезный и потому необходимо хорошо все обдумать. Обстоятельства жизненные складывались так, что в душе я уже принял веру Христову. Батюшкой мне был дан месяц на изучение Евангелия и молитв. Я был готов и за неделю справиться, но он заметил, что за неделю не справлюсь. Долгожданный день пришел – день моего нового рождения во Христе, который совпал со днем святых апостолов Петра и Павла. Еще одной причиной выбора именно этого имени послужило совпадение моего дня рождения с днем святого апостола. Промысл Божий сопровождает нас везде. Со мною крестились еще трое взрослых, из которых молодая девушка, тоже в прошлом мусульманка. Вот так и произошло мое крещение.
– Что изменилось в вашей жизни после принятия Православия?
– Вспоминаю, что еще до моего обращения, где бы я ни был, обязательно окунался в купель. Впервые это произошло в 1996 году, когда я ездил в командировку в Нижний Новгород. Нас повезли смотреть Дивеевский монастырь. По дороге многое рассказывали о нем. А когда мы приехали, то узнали, что неподалеку есть источник, из которого вода прибывает в купель. Я окунулся, и с того дня, если не получалось три-четыре раза в год побывать в купели, организм как будто бы изнутри горел. И теперь я всегда в любое время года, а на Крещение в обязательном порядке, окунаюсь. Для меня это стало традицией.
Также с тех самых пор и до сегодняшнего дня я стараюсь анализировать то, что происходит в мире с точки зрения православной веры. Меня волнует тема распространения терроризма на нашей планете. К сожалению, не все люди, идущие на такие тяжкие преступления с именем Аллаха на устах, понимают, какое зло они делают. Поскольку я родился и рос в Таджикистане, то хорошо знаю, что истинные мусульмане, верящие в Аллаха и выполняющие все каноны, никогда не будут убивать иноверцев – в Коране не сказано об этом.
Коран не призывает к джихаду, Коран призывает делиться последним, но, к сожалению, многие с именем Аллаха творят зло. Как, например, ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Вот на днях по одному из каналов показывали фильм о Таджикистане, показывали ребят, которые вернулись из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Не верю я в их раскаяние. Они рассматривают эту деятельность (если это так можно назвать) как способ заработать деньги. Да, они бедно живут, да, не хватает многого, но их же сограждане едут в другие страны работать, а не воевать. Ради денег убивать людей – это счастья точно не принесет. Приведу цитату из Нового Завета: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Пет. 3: 11).
– Вы заговорили о вашей родине – Таджикистане. Ваш отец Ишонкул Усманович Нуманов был известным и уважаемым в Таджикистане человеком, много лет возглавлял Институт химии при республиканской Академии наук. Какие из его жизненных принципов вам особенно запомнились?
– Жизнь отца научила этому: кто бы как ни относился к тебе, никогда не желай в ответ и тем более не делай зла. Не зря же существует народная пословица: не рой яму другому – сам в нее попадешь. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим. 12: 17).




Хуршед Ишонкулович Нуманов
Отец говорил: Всевышний все равно все видит – рано или поздно всем воздастся. И его жизненные принципы сводились к такой формуле: «не смогу я человеку чем-то помочь, то хотя бы его выслушаю, а вдруг с кем-то мудрым поговорю и он, может быть, умное что-то подскажет». Даже если ты человеку не можешь посодействовать, то обязан хотя бы выслушать, и уже только этим помогаешь разрешить какие-то проблемы. Ко мне пришло это не сразу. Уже когда закончил высшее учебное заведение, на практике – в профессии, как и в жизни, слова отца всегда помогали.
Память об отце сохранилась. До сих пор я общаюсь с его учениками, которые продолжают работать в Химическом институте; некоторые из них сейчас в Москве и, когда я собираюсь в Таджикистан, всегда просят передать привет коллегам по институту.
Практически каждый год в Таджикистане проходят «Нумановские чтения». На эти чтения, которые проводятся на таджикском, русском и киргизском языках, съезжаются многие ученые из соседних республик.
– В Таджикистане официальной религией считается ислам. В те времена, когда вы жили там, замечали ли русские общины? Насколько они были обширны?
– Я учился в русской школе, где учились и русские, и украинцы, и евреи, и даже немцы. Различий по национальности никогда не было. То же самое было и в институте. У нас есть традиция: раз в два-три года, вне зависимости от национальности, от вероисповедания и прочего, мы все вместе устраиваем встречи. А с одноклассником, татарином по национальности, мы дружим с 1-го класса. Он тоже принял Православие.
Пути Господни неисповедимы, каждый выбирает свое. Даже из моей родни никто у меня не спросил, почему я так поступил. Я не скрываю, что верую во Христа, все друзья и знакомые знают об этом и уважают мой выбор.
Сейчас, когда смотрю на ребят, которые приезжают из Средней Азии, с Кавказа, вижу: среди них встречаются и агрессивно настроенные, нетерпимые к другой вере. Однако это происходит от того, что родители их не учат уважению, веротерпимости. К сожалению, бывают в этом плане перегибы. А в связи с известными событиями на одном из московских кладбищ хочется сказать вот что: те, кто приезжают сюда, не совсем понимают, как правильно нужно себя вести. Они не думают о том, что в России не одна и не две сотни их соплеменников, и если ты будешь неподобающим образом себя вести, ты тем самым бросаешь тень на многих. Ты являешься лицом своего народа, а всегда Восток славился своей мудростью, сдержанностью, уважением к старшим… Не все это соблюдают. Дай Бог, чтобы все стабилизировалось. Просто не хочется, чтобы подтверждались слова из народной пословицы: русский мужик долго запрягает, но быстро едет. Они доведут до того, что им просто скажут: ребята, собирайтесь-ка отсюда.
Россия дала нам кров, хлеб, работу, так хотя бы из-за этого уважайте ее законы, выполняйте их, и вас никто не будет трогать. Я работал спокойно. Правда, встречались и такие, которые, когда меня выдвигали на должность выше моей, говорили: «Что, у нас своих нет?» Один из руководителей, которому я очень благодарен (он причастен к тому, что я принял Православие), верующий человек, генерал-полковник, как-то сказал: «Вы поработайте так, как он работает, а потом говорите что-то про него». У нас была великолепная школа.
– По вашему мнению, как сегодня человеку, который выбрал профессию полицейского, устоять и не соблазниться?
– Кто-то приходит в Церковь или в мечеть, потому что это стало модным. Они делают пожертвования напоказ, чтобы выглядеть в глазах других добрыми… Но таких людей, слава Богу, немного. То же самое происходит и в полиции. Кто-то приходит из меркантильных интересов, а кто-то приходит служить по-настоящему. Скажем так: многое сделано для того, чтобы все сотрудники МВД соблюдали закон. Но в душу человека не заглянешь. У любого человека, будь то клерк в банке или крупный руководитель, что греха таить, есть как позитивные, так и негативные поступки. Ведь все зависит от каждого конкретного человека. Необходимо отметить, что положительного все же больше, и в полицию приходят работать за идею и за справедливость, а не для того, чтобы набить карман.



– Что бы вы могли с высоты своего опыта, как профессионального, житейского, так и религиозного, посоветовать молодым людям, которые избрали для себя путь служения Родине, а также тем, кто приезжает в Россию из ближнего зарубежья?
– Я не могу советовать, а могу лишь пожелать им. Мне легче было ориентироваться и принимать правильные решения, потому что учителя учили нас справедливости, уважать обряды и обычаи и законы других народов, в нас воспитывали патриотизм и уважение к старшим. К великому сожалению, в нашем образовании есть прорехи, они, конечно же, устраняются, но, по-моему мнению, медленно. Многие школьники не только в России, но и во всем бывшем Советском Союзе не знают своей истории, не говорю уж об истории теперь уже соседних государств. Не знают обычаев, не знают правил поведения и этических норм. Пожелаю им не замыкаться на компьютерных играх, а учить в первую очередь свою историю. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – сказал Михаил Ломоносов.
А если человек приезжает в Россию, он должен знать русский язык, основы истории российской, традиции, должен знать законодательство РФ – элементарные вещи хотя бы. Если он все это будет знать, то легко адаптируется и вызовет тем самым уважение окружающих. Самое главное – почитать обычаи и традиции того народа, к которому едешь. На мой взгляд – это закон жизни.
Ведь, к примеру, мало кто знает, почему в Средней Азии гостю хозяин не наливает полную чашку чая. На Востоке привыкли к степенной беседе и таким образом показывают: я тебе немного наливаю не из-за того, что мне жалко, а потому, что я хочу с тобой побеседовать, чтобы ты отдохнул. Или еще: почему чай наливают сначала себе, а только потом гостю? Этим демонстрируется: я не даю тебе отраву, так как сам пью то же самое. Чаепитие – это традиция, ритуал. И в каждой стране по-своему.
Или еще один пример: почему бы не поздороваться и не поинтересоваться о здоровье у пожилых людей, которые по обыкновению сидят на лавочках возле подъездов? Даже у незнакомых людей. Конечно, кто-то может и сказать: какое твое дело! – но в основном поблагодарят. Или почему, выезжая из России в командировку на Кавказ или Среднюю Азию, не выучить несколько общепринятых фраз на языке этих народов? Тот, к кому вы обратитесь, подумает: он уважает наш язык, а если так, то и традиции наши тоже. С этого начинается мир между людьми. Со своим уставом идти в чужой монастырь не подобает.
В завершение хочу пожелать всем братьям и сестрам во Христе помощи Господа и Ангела Хранителя!
« Идеальная школа любви
О светских учебных заведениях и вопросах... »
  • +1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.