«Последние станут первыми» — в чём смысл этих слов?

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф 19:27–30).

Откуда цитата «Последние станут первыми»?

На вопрос, откуда цитата «Последние станут первыми», ответ один: из Евангелия. Однажды апостол Петр спросил Иисуса Христа, какая награда уготована апостолам, оставившим своё имущество, и в ответе Христа прозвучали эти слова (Мф 19:30, Мк 10:31). В другой раз Господь таким образом заключил притчу о милостивом хозяине виноградника (Мф. 20:16). Наконец, так Иисус завершил пророчество, что язычники войдут в Царство Божие, но многие из природных израильтян лишатся его (Лк 13:30).

«Последние станут первыми» в Евангелии

Изречение «Последние станут первыми» в Евангелии встречается не один, а целых четыре раза, но в трех разных эпизодах – повествования Матфея и Марка повторяют друг друга.
Вопрос Петра и ответ Господа по Матфею:
Тогда отвещав Петр, рече ему: се мы оставихом вся и в след тебе идохом: что убо будет нам? Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судящее обеманадесяте коленома Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене моего ради, сторицею примет, и живот вечный наследит. Мнози же будут перви последнии, и последни первии.
На русском:
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф 19:27–30).
Вопрос Петра и ответ Господа и Марку:
Начат же Петр глаголати ему: се, мы оставихом вся и вслед тебе идохом. Отвещав же Иисус рече: аминь глаголю вам, никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, мене ради и Евангелиа ради: аще не приимет сторицею ныне во время сие, домов, и братий, и сестр, и отца, и матере, и чад, и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный: мнози же будут первии последни, и последнии перви.
На русском:
И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мк 10:28–31).




Притча о злых виноградарях. Автор – художник Андрей Миронов
Притча о хозяине виноградника и работниках:
Подобно бо есть Царствие небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой. И совещав с делатели по пенязю на день, посла их в виноград свой. И изшед в третий час, виде ины стоящя на торжищи праздны, и тем рече: идите и вы в виноград мой, и еже будет правда, дам вам. Они же идоша. Паки же изшед в шестый, и девятый час, сотвори такоже. Во единый же надесять час изшед, обреете другия стоящя праздны, и глагола им: что зде стоите весь день праздны? Глаголаша ему, яко никтоже нас наят. Глагола им: идите и вы в виноград (мой), и еже будет праведно, приимете. Вечеру же бывшу, глагола господин винограда к приставнику своему: призови делатели, и даждь им мзду, начен от последних до первых. И пришедше иже во единыйнадесять час, прияша по пенязю. Пришедше же первии, мняху, яко вящше приимут: и прияша и тии по пенязю. Приемше же роптаху на господина, глаголюще: яко сии последнии един час сотвориша, и равных нам сотворил их еси, понесшым тяготу дне и вар. Он же отвещав рече единому их: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещалеси со мною? Возми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе. Или несть ми леть сотворити, еже хощу во своих ми? Аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь? Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных.
На русском:
Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полýчите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф 20:1–16).
Пророчество о призвании язычников и отвержении израильских грешников:
Тогда начнете глаголати: ядохом пред тобою и пихом, и на распутиих наших учил еси. И речет: глаголю вам, не вем вас, откудуесте: отступите от мене, всиделателие неправды. Ту будет плачь и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон. И приидут от восток и запад и севера и юга, и возлягут в Царствии Божии. И се, суть последнии, иже будут перви, и суть первии, иже будут последни.
На русском:
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк. 13:26-30).

Почему последние станут первыми?

В речи современного человека это выражение означает надежду на социальный успех, на реванш за все пережитые неудачи и унижения — эту фразу очень напоминает любимая песенная строчка революционеров: «Кто был ничем, тот станет всем». Но Евангелие говорит не о земном статусе — оно обещает вечную духовную славу. Божественная справедливость не такова, каков суд обычного человека.




Апостолы Петр и Павел. Греция. 1604 г.

Итак, почему последние станут первыми? Чтобы понять это, рассмотрим фразу в контексте всех трех эпизодов, где она встречается. Вспомним, по какому поводу Петр спросил Господа, какая награда его ожидает. Только что ушел разочарованный богатый юноша, которому Иисус Христос заповедал раздать всё имение нищим, если он хочет быть совершенным. Удобнее верблюду, — сказал Сын Божий, — пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Петр недоумевал, может ли он сам стать совершенным. С одной стороны, он не был богатым, как и другие апостолы, с другой — мог ли он надеяться, что, пожертвовав скудными пожитками, он совершит ценное в глазах Всевышнего дело? Господь успокаивает его: все ученики Его будут почтены больше, чем все земные правители, — в Своем Царстве, которому не будет конца, Он сделает их даже Своими соправителями, судьями 12-ти колен Израиля. Итак, простые рыбаки, которых фарисеи презирали как невежд, будут великими. Сами же фарисеи и князья народа, мнившие себя достойными людьми, будут изобличены и унижены, так как Праведный Судия сказал: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердцá ваши, ибо что высоко у людей, тó мерзость пред Богом (Лк 16:15). Разумеется, это не банальное «отнять у сильного и дать слабому», а проявление правосудия Владыки, смотрящего не на наружность человека, а на сердце. Только тот, кто посчитал за сор преимущества этого мира и последовал за Богом, будет почтён Им.
Для стороннего неверующего наблюдателя апостолы выглядели почти как отбросы общества, но для Бога они были служителями Святого Духа, более славными, чем законодатель Ветхого Завета Моисей (см. 2 Кор 3:6–8). Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне, — так описывал жизнь Христовых проповедников апостол Павел (1 Кор 4:11–13). Но, окончив земную жизнь и переселившись на небо, «последние» стали первыми, просияли как солнце в Царстве Отца их. На земле имена учеников Христа — Андрея и Петра, Иакова и Иоанна и других — славятся даже на отдаленных островах, но вряд ли кто вспомнит иудейских вельмож и богачей того времени.




Икона «Благоразумный разбойник» (фрагмент). 17 век

Есть у Господнего высказывания и другой смысл: последними в нем названы те, кто были чужды закона (язычники и израильские грешники), а первыми — те, кто старался исполнять его предписания. Как же «последние» могут быть помилованы Богом, а «первые» — лишиться обещанных законом благ?
Изречение после притчи о хозяине виноградника, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, не имеет прямой связи с притчей, так как здесь неудачливые работники не превзошли первых, но получили одинаковую награду. Однако и последний грешник, и первый праведник могут почерпнуть из него урок. Даже те, кто истратил всё время жизни на гнусные дела, обратившись, могут быть помилованы Богом и быть причислены к первым праведникам, ведь милость Божия найдет и того, кто обратился незадолго до смерти и стал выполнять Его волю. Тех же, кто от юности выполнял заповеди Божии, притча учит не завидовать такому, казалось бы, легкому помилованию кающихся, не гордиться своими духовными достижениями и не считать Бога обязанным выплатить гонорар за них, но всецело довериться милости Его, чтобы не перейти в разряд последних.
Но книжники и фарисеи мало того, что негодовали на снисхождение Иисуса к грешникам, готовым оставить свои мерзкие дела, — они исполняли закон только формально, скрупулёзно подходя ко всяким ритуальным предписаниям, но оставив суд, милость и веру. Полагаясь на собственную обрядовую праведность, они не заметили, как дошли до величайшего беззакония — осудили на смерть Сына Божия, а поэтому были изгнаны вон, не получив благословения Авраама, Исаака и Иакова (родоначальников Израиля). Но ненавистные сборщики податей (бывшие притеснителями народа), презренные блудницы и даже осужденный на распятие с позором разбойник, обратив всё сердце к Спасителю, не просто получили прощение — их Иисус, как искупленных Кровью Своей, сделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр 1:6). И не только они, но и язычники, которых иудеи в национальной гордыне называли «псами» и считали дома их нечистыми, пришли в Церковь и стали такими же возлюбленными сынами Небесного Отца. Они и есть те последние, ставшие первыми, о которых Христос говорил в Евангелии от Луки.
Итак, это изречение предостерегает против гордости чем бы то ни было: национальностью, статусом в обществе, законничеством, ведь погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч 16:18). Те же, кто незаслуженно считаются неудачниками или отбросами общества, имеют надежду на Божию милость и справедливость. И даже тяжко согрешившие всегда могут прибегнуть к Тому, Кто простит грехи, исцеляя немощную человеческую природу, и прославит их, было бы их сердце верно Ему.
« «Сбавь ход!» Чудо на войне
Искусство читать, искусство понимать »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.