Поучения праведного Иоанна Кронштадтского

Святоотеческое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского является для нас особенно дорогим и важным потому, что в нем говорится о той духовной жизни, которая протекала в условиях, одинаковых с нашей повседневной жизнью. Поэтому данная работа представляет собой попытку систематически изложить его пастырские наставления о Церкви и таинствах посредством цитат из святоотеческого наследия этого чудного пастыря.




Без Церкви нет спасения

Церковь Христова получила свое основание с пришествием на землю Сына Божия и с принесенным Им спасением мира. «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами». «Основана Церковь на земле, как общество спасаемых, соединенное главою всемогущею, Святейшею — Христом Богом, и одушевляемых одним Духом благодати; дана благодать возрождения, или пакибытия, запечатления и освящения от Духа Святого, Который есть залог будущих благ, дарована благодать прощения грехов в таинстве покаяния».
«Только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины, человек почерпает истинное познание о себе, о своем происхождении, о сотворении по образу и подобию Божию, о падении, растлении грехом, о своем восстановлении, освящении, обновлении, примирении с своим Творцом и Законодателем, Промыслителем и Спасителем, а без руководства Церкви впадает в величайшее заблуждение».
В Церкви находится истинная пища для нашей души: Слово Божие, Таинства, богослужение. Церковь является на земле сосредоточием истинной жизни. В Церкви выразился дух Божией любви к людям.
«В Церкви — все чудное домостроительство нашего спасения, в ней — все таинства Божии, совершаемые для нашего спасения, в ней — дивное собрание всех святых, угодивших Богу своею жизнью, своими добродетелями, своим терпением, и весь ангельский мир; в ней непрестанная, чудная проповедь спасения».

«Всякий человек есть больной душой, то есть страстен, грешен, крайне немощен…»

«Всякий человек есть больной душой, то есть страстен, грешен, крайне немощен, нечист, мерзок, окаянен, беден, слеп, наг, мертв. Господь пришел на землю с небес, чтобы спасти погибшего, и основал на земле Церковь Свою, чтобы всегда спасать хотящих спасения, всегда врачевать желающих душевного и телесного здравия, всегда просвещать ищущих освобождения от духовной тьмы, укреплять немощных, освящать и очищать нечестивых, избавлять от бед и напастей и от нищеты душевной, и обогащать Божеством в причащении Святых Тайн Христовых и в единении со Христом; покрывать наготу и безобразие наше, оживлять всегда на каждый день умирающих душой, греховною смертию. Вот сколь важна для нас Церковь и сколь она необходима для каждого из нас!»
Православная Церковь превосходит все неправославные церкви, во-первых, своей истиной; во-вторых, тем, что верным способом руководит ко спасению, очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать свою душу, руководит к покаянию и молитве.
«Ни одно исповедание христианской веры, кроме православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни, или к святости, и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные содержат истину в неправде, примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, которыми обладает православная Церковь».
«Святая Церковь, как любвеобильная мать, непрестанно носит в сердце и устах своих всех членов своих, за всех ходатайствует пред Богом, о всех болезнует, как бы в муках рождения, желая всех духовно возродить, обновить; даже о всем мире молится и болезнует непрестанно».
«Какая Церковь основана на земле, несокрушимая никакими силами ада, крепость и твердыня, в которой могут быть безопасны от борца все истинно верующие и приверженные к этой Церкви. Какие даны таинства спасительные! Какие и сколь многие орудия разумные и проводники благодати Божией поставлены в этой Церкви для людей! Но что же люди должны принести Господу за многие Его попечения о их спасении? Свою веру, свой труд, свое покаяние, упражнение в делах добродетели, совершенное повиновение Господу и Святой Церкви Его».
«Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее действие Своей благости, милосердия, правды и премудрости Своей Святой Церкви. Дух Святой, вышедший в мир и действующий в Церкви через священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может». «Кто не в Церкви, тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь, на земле, ни там, на небе, иметь не будет».
Без Церкви, установленной Самим Господом Иисусом Христом, нет спасения.

Православный храм — место спасения человека

Православный храм занимает особое место в жизни каждого христианина. Храм является той гранью, которая соединяет землю с небом. Храм — это дом Божий, дом молитвы. Вездеприсутствующий Бог присутствует везде, но в православном храме особенным образом. Храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.
«Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собой, по крайней мере, так должны входить в храм».
«Храм — преддверие неба и рая, и как бы само небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение божественных Тела и Крови, обожение земнородных».
«Церковь — это земное небо со своею святостию, премудростию, красотою, это христианство в его сущности, с его учением, Таинствами, с его крестоносною жизнию в мире, с его борьбою с грехом, миром и диаволом, с его торжествами над своими врагами видимыми и невидимыми, с его надеждами».
«Здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир. Здесь, в храме, человек узнает истинное благородство своей души, цену жизни и ее цель, или свое назначение; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей».
«Храм для христианина — средоточие света, благодати, мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи божественной жизни проливаются, здесь течет источник бессмертия, здесь чаша жизни и хлеб жизни».
«Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собой, по крайней мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма многое отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву».
«В храме надо стоять смиренно, с благоговением, с искренним сердцем, с верою, — надо оставлять все свои дела, все житейские помышления, а не стоять в храме, размышляя о том, как бы собрать побольше денег или о чем другом».
«Нигде мы так глубоко, искренно, всецело не входим в себя, как в храме, ибо тут особенно присутствует спасающий нас Бог, действует особенно Его благодать; тут при помощи церкви, молитв, чтений из Священного Писания, особенно псалтири, и церковных песней, стихир и канонов, человек познает себя во всей наготе, свое глубокое падение и растление».
«В храме, особенно в храме происходит сопряжение душ верующих, ищущих Бога, с своим Первообразом, Первоначалом и Создателем, особенно во время Литургии и причащения святых Таин. Храм — небо земное с престолом Божиим».
«Всей душой люби храм, благоговей к нему, ибо из него исходит твоя жизнь, твое освящение, твоя сила, помощь, слава, честь, из него вечная жизнь, тут все твои духовные сокровища».
«Таинства — суть не иное что, как ответ Господа на вопиющие потребности нашей души».
«Церковь есть как бы военный стан; сюда мы собираемся для совместного и, значит, сильнейшего противодействия духовным врагам нашим — демонам. Кто не ходит сюда, в этот духовный стан, того удобно погубляют демоны, как знаем тому многие примеры. Как же говорят многие, что нет нужды ходить в церковь — дома можно молиться? Это значит то же, что говорить: солдату не нужно быть в строю во время войны, а воевать отдельно. Будь в строю, в котором Вождь Сам Господь Бог твой Иисус Христос и Всеблагая Царица Богородица, — и будешь непобедим».
Православный храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и храм словно корабль спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни к тихому пристанищу Царства Небесного.

Таинства как средства освящения человека

Таинства — действия, установленные Самим Господом Иисусом Христом для спасения всех верующих. Благодатные действия всех таинств служат к достижению одной общей цели: к устроению спасения в Церкви Христовой.
«В Церкви все, что нужно для нашего спасения: в ней живоносные Таинства, как живые воды Святого Духа, через которые подается благодатная сила Божия ко спасению». Господь открыл нам особые источники спасительной благодати для всех важнейших нужд в духовной жизни. «Таинства — суть не иное что, как ответ Господа на вопиющие потребности нашей души, жаждущей спасения от грехов своих и блаженного упокоения».
Господь силой Святого Духа, являемой в таинствах, духовно возрождает верующего, укрепляет, питает. «Цель самой жизни есть соединение с Богом, и вкушение сердечного упокоения в Нем предначинается еще здесь: к тому направлены Таинства, особенно Крещение, Покаяние и Причащение, священнодействие Церкви, и совершится окончательно в будущем веке».
«Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней».
Через Таинства верующие видимо освящаются в члены Христовой Церкви и отделяются от неверующих. Они напоминают христианам о спасительных истинах веры и о священных обязанностях членов Церкви Христовой. Они служат к теснейшему соединению членов Церкви как единого тела между собой и своим Главою — Иисусом Христом. Они предохраняют от грехов и очищают от них, укрепляют в вере и любви к Господу.

Крещение и миропомазание — начало новой жизни во Христе

Через Таинство Крещения каждый вступает в теснейшее общение с Триединым Богом, становится Божиим сыном и наследником вечной жизни. Крещение вводит нас в Царствие Небесное и делает гражданами этого царства. Крещаемый умирает для плотской жизни, греховной, и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную, святую. Крещение производит оставление грехов. Бог оставляет нам грехи ради крестных заслуг Господа нашего Иисуса Христа, Который взял все наши грехи на Себя и понес за них то наказание, которое должны были понести мы. Такое прощение грехов необходимо для всех нас, потому что все мы являемся грешниками и без прощения грехов не сможем спастись. Крещение избавляет нас от рабства диавола. С обращением ко Христу, с вступлением через крещение в Царство Божие человек удаляется из царства тьмы в царство света. Крещение избавляет нас от всех грехов и его следствий. Вот почему в таинстве крещения человек умирает для жизни плотской и греховной и рождается в жизнь новую, святую по слову Евангелия: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:15). Сам Господь говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).
В Крещении мы рождаемся в жизнь духовную, освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в Царство Христово. Сразу же после возрождения человека в жизнь духовную ему необходима благодатная сила, которая укрепляла бы его в духовной жизни. Эта благодатная сила подается нам через Таинство Миропомазания. В «Пространном христианском катихизисе» мы читаем: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возрощающие и укрепляющие в жизни духовной».
В Таинстве Миропомазания человек получает благодать, которая укрепляет его для духовной жизни, дает ему способность бороться с врагами своего спасения и преуспевать в вере и благочестии.

Значение Таинства Покаяния на пути ко спасению

Впавшему в грех христианину после крещения Православная Церковь подает врачество, которое является таинством Покаяния. По определению Катихизиса, «покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Сам Господь Иисус Христос установил таинство покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов и становиться такими же чистыми и невинными, какими мы вышли из благодатных вод крещения.
«Что за чудная сила — покаяние! Покаяние нелицемерное, всестороннее преклоняет непрестанно на милость Бога, разгневанного нашими грехами и всяческими неправдами, и чудно изменяет состояние нашей души, отъемля от нее скорбь, тесноту, слияние, мрак непроглядный, водворяет в душе мир, спокойствие, правоту духа, дерзновение, свет, силу, жизнерадостность, обновление».
«Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом».
«О какой безценный величайший дар нам дарован от Господа — вера наша и покаяние пред Богом! В даровании грешникам покаяния до конца жизни временной Господь являет величайшую к нам, грешникам, любовь и благость. Нет числа нашим грехам, но нет числа и милостям Божиим! Покаяние бывает двоякое: одно — внутреннее, тайное, когда мы каемся про себя, перед очами Божьими, другое — открытое, наружное, — когда мы исповедуем грехи свои перед священником».
Нет ни одного человека, который бы, прожив всю свою жизнь, не согрешил. Мы все грешим ежечасно. Для грешников нет иного пути ко спасению кроме пути покаяния. «Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней, не откладывать своего покаяния на долгие дни, — не сегодня, завтра могут они прекратиться». «Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастье, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой, и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния».
Прибегающий к покаянию дает обещание оставить путь порока и вступить на стезю добродетели. Покаяние ведет к очищению наших грехов, душевному покою, к соединению с Богом, к дерзновению перед Богом. «Без покаяния нельзя удостоиться Царствия Божия. Грешник, пока не раскается, есть чадо диавола, ибо носит в душе подобие диавола и делается храмом его: злой человек носит в себе подобие духа злобы; лукавый — подобие лукавого диавола, нечистый — подобие нечистого диавола, научающего людей всяким мерзостям». Необходимым условием истинного покаяния является вера в Спасителя и надежда на Его милосердие. «После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу. Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление».
Истинное раскаяние должно быть соединено с намерением исправить свою греховную жизнь. Только тогда грешник умилостивит Бога своим раскаянием, когда отвратится от своего беззако
« Святой праведный Иоанн Кронштадтский: пророк XX...
В чём счастье? »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.