Обрядование в быту: ролевая игра для общества

Уже довольно давно, и даже не с XX, и тем более не с XXI века, а несколько раньше бытовое обрядовое благочестие исчерпало себя как основная форма религиозной жизни. Это характерно для всех развитых стран, входящих в стадию индустриального общества. Мы в этом отношении задержались, по существу коммунистический период архаизировал наше мышление.




И поэтому, когда бывшие безбожники пришли в Церковь, они воспринимали ее довольно поверхностно, и для них ценно было то, что в церковной жизни сути на самом деле не составляет. Отсюда это ощущение того, что вдруг у нас большинство населения стало православным, потому что оно красит яйца, освящает куличи, ходит иногда в храм и налагает на себя пищевые ограничения иного рода, нежели налагали на них обстоятельства советского времени.

Это была очередная массовая ролевая игра, которую многие из нас принимали за духовное возрождение. А на самом деле все эти годы, когда у нас увеличивалось число постящихся, посещающих церковную службу, существовала одна самая главная цифра, которая была истинным знаком нашего подлинного духовного состояния – те 2-3% людей, которые причащаются.

Это главный критерий, по которому можно судить о том, что человек действительно старается быть христианином. Мы это игнорировали, хотя это объективная данность для всего цивилизованного христианского мира, но мы продолжали убеждать себя в том, что у нас большинство людей считают себя православными, более половины – крещены и больше половины так или иначе соблюдают пост, хотя в полной мере его не соблюдают даже те 2%, которые говорят, что соблюдают его полностью. Потому что соблюдать его по уставу способны лишь живущие в монастырях немногочисленные монахи, и то не все.

Между тем данные о тех, кто причащается, остаются такими же – 2-3% хотя бы раз в год. И вот эта цифра, уже многие годы остающаяся неизменной, говорит о том, что многие годы мы по-прежнему не склонны заниматься главным – подлинным обращением людей ко Христу. Формированием у них такого мировоззрения, которое позволяло бы им быть христианами.

А где Христос? Христа нет. Главное бы объяснили, что и как нужно делать, что есть, к чему прикладываться, где можно освятиться. Этой профанации приходит конец, но мы, к сожалению, не готовы к этому и начинаем теперь ужасаться тому, как это так: число людей, посещающих пасхальное богослужение, уменьшается, количество людей, освящающих куличи, уменьшается, что же с нами происходит? Происходит отделение зерен от плевел.

Наша страна сейчас запоздало переживает то, что уже пережили в странах христианской Европы. Не нужно этого бояться, нужно думать о существе дела: чем больше мы будем говорить о Христе, а не о том, какой вид пищи и в какое время следует принимать, тем больше мы будем актуальны для тех, кто действительно ищет Бога, а не очередной ролевой игры, чтобы убить свое время.

Эти люди ведь в Церкви никогда не были, в Церкви пребывают те, кто принимает участие в Святой Евхаристии и радуется не тому, что пост наконец закончился и можно дать себе душевно-физиологический «расслабон», а тому, что Христос воскрес. Таких людей всегда было меньшинство. Поэтому не нужно переживать и тосковать из-за того, что какие-то люди якобы оставили Церковь – они ее не оставляли, потому что они в ней никогда и не были.

И чем меньше людей будет освящать в нашей стране куличи и красить яйца в определенные периоды времени, тем скорее к нам придет понимание, что от Христа мы очень далеки, и никакие общественно-фольклорные мероприятия нас ко Христу не приближают. Может быть, тогда и священники, и активные миряне будут по существу говорить с людьми о Христе, а не о том, как так или иначе на идейно-гастрономическом уровне создавать у себя ощущение пребывания в «святой Руси».

Протоиерей Георгий Митрофанов
« О сотворении мира
Трубчевская икона Божией Матери »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.