О стилях русской иконы

Иконопись пришла к нам вместе с Крещением Руси в X веке — из Византии. Вместе с новой верой из Византии прибыли и мастера, которые писали иконы, создавали мозаики и фрески. При Киево-Печерском монастыре они основали иконописную школу, откуда вышли первые русские мастера — Григорий Иконописец и преподобный Алипий Печерский.

В XIV веке из Византии прибыл Феофан Грек. Он воспитал целую плеяду учеников и оставил после себя огромное наследие. А его ученик Андрей Рублёв прославил русскую иконопись на весь мир.
Собственно, русский иконопис­ный почерк стал узнаваем, начиная примерно с XIV века. Его создавали иконописные школы — новгородская, владимиро-суздальская, псковская, тверская, московская. У каждой школы было свое неповторимое лицо.
«Золотой век» русской иконописи завершился в конце XV столетия, именно тогда творил великий иконописец Дионисий. Позже русская традиция иконописи претерпела большие изменения: появилась декоративность, византийской и первой русской иконописи не свойственная. В XVII веке Симон Федорович Ушаков привнес в русскую икону портретность и академичность. Потом был послепетровский период с полным отходом от древнерусской традиции.
Параллельно движению от аскетизма к академизму в русской иконописи существовало интересное явление — иконописные промыслы. Мстёра, Холуй и, конечно, известный на весь мир Палех — уникальные ремес­ленные кластеры, где происходил полный процесс создания икон и рождались настоящие произведения искусства.
« Можно ли прикладываться к иконам после Причастия?
Правда о поединке Пересвета: Челубей был ещё... »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.