Исповедуемся правильно

Хочу вам дать замечательный совет отца Александра Ильяшенко, который говорил: «Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но „вдумчивая“ не означает „длинная“». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам.




1-я причина

Когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, то чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что… Ну, и так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь — это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами — или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.

2-я причина

Исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние — главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит — я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.

3-я причина

Иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т. п. И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.
Человеку, готовящемуся к исповеди, я бы посоветовал следующее:
Не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении, которое вызвал какое-либо его слово.
Если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому исповедующемуся, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди.
Прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского. Возможно, Вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения. Помощи Вам Божией.

Священник Пётр Гурьянов
« Первый, последний и главный вопрос
Курсы по больничному служению для священников... »
  • +8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.