В Мордовии появился новый святой

29 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступившего от Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия ходатайства о включении имени протоиерея Феодора Каллистова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Справка:

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).
Протоиерей Федор Каллистов родился 17 апреля 1865 года в Пензенской губернии в селе Усть-Кера (Аршиновка) в семье диакона Стефана Каллистова.
В 1880 году он окончил духовное училище, а в 1886 году — Пензенскую духовную семинарию. Затем он был определен псаломщиком в село Усть-Кера (Аршиновка) Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии.
В 1887 году после женитьбы он был рукоположен во диакона, а затем и во священника. На протяжении 1887-1916 гг. священник Феодор совершал свое служение в различных селах Пензенской губернии, занимаясь также просветительской деятельностью в качестве законоучителя церковно-приходских и земских школ, а также училищ. В семье Каллистовых в это время родилось 14 детей. В 1916 году священника Феодора перевели в клир соборной церкви Троицы Живоначальной города Троицка Краснослободского уезда Пензенской губернии. В 1922 году, будучи уже настоятелем этого храма, он был возведен в сан протоиерея.
Последние годы земной жизни отца Феодора были наполнены скорбями и лишениями. В 1930-е годы власти делали все, чтобы закрыть церковь в Троицке. 28 февраля 1930 года протоиерея Феодора задержали сотрудники ОГПУ. Его обвиняли в антисоветсткой и антиколхозной агитации, но он вину не признал. Прихожане составили обращение, в котором просили отпустить протоиерея Феодора под их поручительство и подписку. Однако 3 октября 1930 года было вынесено обвинительное заключение и протоиерея Феодора приговорили к ссылке в Западную Сибирь сроком на три года. Троицкий храм был закрыт.
В 1933 году, после трех лет ссылки, протоиерей Феодор вернулся в Троицк, открыл церковь и возобновил богослужения. На протоиерея Феодора снова стали писать лживые доносы в милицию и НКВД. В 1935 году церковь опять закрыли под предлогом неуплаты налогов государству за здание. Протоиерею Феодору удалось вновь открыть церковь и возобновить службы. Чтобы предотвратить повторное закрытие церкви протоиерей Феодор собрал часть суммы денег для уплаты налога, требуемого государством, но на основании очередного доноса 14 августа 1937 года он был арестован. На следствии протоиерей Феодор держался мужественно, никого не обвинял, не называл никаких имен, не признал обвинений в агитации.
22-23 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР. Выписка из протокола тройки НКВД гласит: «Калистов Федор Степанович, 1865 г.р., служитель религиозного культа — протоиерей, судим за контрреволюционную деятельность. Обвиняется в активной антисоветской террористической агитации и призыве населения к борьбе против советской власти. ПОСТАНОВИЛИ: «Калистова Федора Степановича РАССТРЕЛЯТЬ»».

3 сентября 1937 года протоиерей Феодор Каллистов принял мученическую кончину.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Включить имя протоиерея Феодора Каллистова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
2. Память священномученика Феодора Каллистова совершать 21 августа / 3 сентября в день его мученической кончины.
3. Честные останки священномученика Феодора Каллистова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
« Евхаристия — дар, перед которым трепещут ангелы
«Неупиваемая чаша»: история иконы »
  • +9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.