Интересные факты о празднике Преображения Господня

19 августа Русская Православная Церковь отмечает Преображение Господне — Великий двунадесятый праздник. В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми.




Два пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него – Единородного Сына Божия.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Принято считать, что Преображение Господне произошло на горе Фавор в Нижней Галилее за 40 дней до Светлого Воскресения Христова. Спустя приблизительно три столетия после того, как апостолы Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями случившегося на горе чуда, на вершине Фавора был выстроен храм в честь Преображения. Инициатором возведения храма стала мать римского императора Константина I Елена Равноапостольная и, вероятно, именно к периоду ее правления — 250-330 гг. — можно отнести установление празднования Преображения. Православная Церковь отмечает этот праздник в разгар Успенского поста. В этот день священники служат литургию, облачившись в белые одежды — в данном случае белый цвет символизирует божественный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа во время молитвы на горе.

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

В основе иконографии Преображения — стоящая на горе в самом центре композиции фигура Иисуса Христа. По сторонам от Спасителя изображаются пророки Моисей и Илия, а чуть ниже — павшие ниц при виде Божественного Света апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Одним из наиболее ранних иконографических изображений Преображения считается мозаика монастыря святой Екатерины на Синае, относящаяся приблизительно к середине VI века нашей эры. Христос, находящийся в центре композиции, окружен сиянием славы или мандорлой, из которой исходят лучи света. Темно-синяя мандорла также подчеркивает белизну одежд Спасителя, а сам образ Христа на ее фоне символизирует просфору на дискосе во время богослужения.
Историки полагают, что иконографическая схема, характерная для синайской мозаики из монастыря святой Екатерины, легла в основу большинства образов Преображения как в византийской, так и в древнерусской иконописи.

ГИМНОГРАФИЯ И БОГОСЛОВСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЧУДА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Полное богословское толкование значения Преображения для православного христианина заключено в стихирах, поющихся на литургии этого дня. Помимо пересказа фактологической канвы случившегося на горе Фавор, стихиры поясняют символическую сторону праздника — Иисус Христос предстал перед своими учениками во всем своем величии и славе, чтобы укрепить их веру, явив им — малому числу избранных и лишь на короткое время — Царство Божие, ожидающее каждого христианина в конце веков и времен.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ — ЭТО ВЕЛИКОПОСТНЫЙ ПРАЗДНИК

Согласно Евангелию, Преображение Господне произошло за 40 дней до Светлого Воскресения Христова, однако, Православная Церковь перенесла его празднование на 19 августа, чтобы праздник не приходился на дни Великого поста. На 40-й день после Преображение празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

В русской народной традиции за праздником Преображения Господня, отмечаемым практически одновременно с созреванием яблок, надежно закреплено еще одно название, знакомое даже далеким от церкви людям. Это название — Яблочный Спас.
Наши предки считали, что до наступления праздника Преображения не следовало употреблять в пищу ни яблок, ни каких бы то ни было других фруктов и овощей, кроме огурцов, зато потом, после того, как яблоки будут освящены на литургии, их можно было не только есть, но и раздавать родным и друзьям, соседям, знакомым, а также нищим и всем нуждающимся.
« Ко дню празднования Преображения
Зачем мы ходим в храм »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.