Полководец и христианин: о Суворове

Александр Васильевич Суворов (1729-1800), пожалуй, известен каждому русскому сердцу как великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Казалось бы, что нового можно открыть в Суворове, ведь о нем написано огромное количество и книг, и статей. Но…




В период советской власти (в течение семидесяти лет), при господстве грубого материализма, когда атеизм был объявлен государственной идеологией, в России совершенно не упоминалось о том, что Александр Васильевич являлся глубоко верующим человеком. Да и особому стилю языка военачальника тоже не уделялось серьезного внимания потому, что пришлось бы выяснять, откуда появились особенности «рубленых» суворовских фраз, «высокий слог» и афористичность изложения.

Русско-турецкая война

Устье Днепра. Крепость Кинбурн. 1787 год. Огромные турецкие корабли с десантом подошли к крепости и начали высадку войск. Суворов по случаю празднования Покрова находится в храме на службе.
Турки высаживаются. Русские офицеры переживают – уж слишком большое преимущество имеется у врагов. Александру Васильевичу несколько раз докладывают о действиях противника. Суворов не реагирует – он молится.
Как только заканчивается служба, генерал задает только один вопрос: «Все вылезли?» Когда докладывают, что турки высадились в полном составе, командующий тут же отдает приказ об обстреле и атаке. Разгром турецкого десанта оказался страшным, уцелели лишь те янычары, которые бросились в море или сдались русским солдатам. Сам Суворов всегда утверждал, что победа была дарована Пресвятой Богородицей…

Итальянский поход

25 марта 1799 года А.В. Суворов прибывает в столицу империи Габсбургов – Вену, где император Франц I присваивает ему звание австрийского фельдмаршала. С этого дня начинается великий Итальянский поход Суворова.
17 июня 1799 года. Италия. Река Треббия. Русско-австрийские войска сошлись в трехдневной схватке с французской армией под командованием Макдональда. Весы битвы постоянно колебались. И вот в пылу баталии, под гром пушек и рев воинских отрядов, Суворов спускается с боевого коня и начинает молиться. Австрийские военные с недоумением смотрят на этого «безумного славянина». Но через несколько минут Александр Васильевич с радостным лицом заканчивает молитву и отдает немедленно распоряжения. Французы терпят поражение…

Доброе русское слово

Особое значение военачальник придавал «доброму русскому слову». Вспомним приказы и распоряжения Суворова: «Помилуй Бог! Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник; Царю служим – он на нас надеется и нас любит, и нас наградит… Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава». Или: «Войско необученное, что сабля неотточенная… закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ: безверное войско учить, что железо перегорелое точить».
И еще: «Тонка щетинка, да не переломить: так «чудо-богатыри» – покой, опора и слава Отечества! С нами БОГ! Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет! Разумейте, языцы, яко с нами БОГ!»

Суворовская «Наука побеждать» сохранила для потомков и другие примеры замечательного стиля полководца. Следует знать, что это произведение написал Александр Суворов для обучения солдат и командного состава.

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!» Вот чему учил Суворов.

Рассказ об Александре Васильевиче Суворове будет совершенно недостаточным, если не вспомнить о его любви к детям. В Новой Ладоге, при Суздальском полку, по приказу командира создается школа для офицерских и солдатских детей. Так как книги были чрезвычайно дороги, Суворов сам пишет катехизис и краткий молитвослов для учеников.

XVIII век – это период господства крепостного права в России. Русские люди владели другими русскими людьми. У Суворова также имелись крепостные крестьяне, но вот сам он совсем не похож на традиционного помещика-самодура. Прочитаем приказ его от 1785 г. по селу Ундол: «… Вдовцам Клюеву, Борисову и Куркину надлежало бы первее всего жениться. Того ради женить их миром… Женить их выводом девиц из чужих деревень, дать им денежную подмогу миром. А господская моя подмога известна – 10 рублей каждому. На сих основаниях поступать и впредь в браках: ибо Богу неугодно, что не множатся люди. Не весьма взирать на богатство, понеже у Бога богатый оскудеет, а скудный обогатеет. Я посему строго впредь взыскивать буду».

А в другом приказе Суворов пеняет своим крестьянам: «Ундольские крестьяне не чадолюбивы и недавно в малых детях терпели жалостный убыток, это от собственного небрежения, а не от посещения Божия, ибо Бог злу невиновен… Сие есть человекоубийство, важнее самоубийства; порочный корыстолюбивый постой проезжих тому главной причиной, ибо в таком случае пекутся о постояльцах, а детей не блюдут».
Во всех письмах, приказах и «Науке побеждать» за суворовским языком стоит любовь к Православию, к Библии, к святоотеческим творениям. Именно из сих источников проистекали и речь, и сама жизнь Александра Суворова.

В 1798 году Суворов сообщает в послании одному из своих адресатов: «Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь я в иноки». Но Бог дал православному воину иную стезю. В ответ на обращение с просьбой о разрешении удалиться в Нилову Новгородскую пустынь император Павел Первый отправляет Александра Суворова в последние два похода: Итальянский и Швейцарский. Обратно в Россию генералиссимус приезжает уже умирать и незадолго до смерти пишет «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».

19 мая 1800 г. в Петербурге великий русский полководец скончался. Похоронили его в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Можно утверждать, что Александр Васильевич Суворов от рождения и до смерти, по соизволению Божьему, всегда имел незримым спутником святого и праведного князя Александра Невского.

«Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди».

Московские храмы, связанные с судьбой А.В. Суворова:

Храм Феодора Студита у Никитских ворот

Александр Васильевич родился 13 ноября 1730 года, через день после праздника Феодора Студита, и был крещен в Феодоровской церкви у Никитских ворот. Младенца нарекли в честь святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, рождение Суворова предвещали таинственные знамения: на небе появились «красные хвосты», по истолкованию одного новгородского юродивого означавшие рождение человека «нехристям страшного» и знаменитого. Ходила молва, будто однажды в дом к родителям Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. Он оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына.

Известно, что Суворов отличался благочестием. В своей приходской церкви Феодора Студита он пел на клиросе, читал апостол и всегда особо поминал родителей. Мать Суворова Авдотья Федосеева и вся его родня были похоронены при этой церкви. Есть сведения, что он и венчался в этом же храме с княжной Варварой Прозоровской в 1774 году. Молился Суворов и в соседнем храме большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечи, молился на коленях и с трепетом подходил под благословение.

Храм Николая Чудотворца в Покровском

В 1740-х годах прихожанами Никольского храма была семья Суворовых — в этот период времени на военную службу в Семеновский полк был определен сын Александр, будущий генералиссимус А.В. Суворов

Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1773 году имение приобрел кн. Василий Иванович Суворов, отец великого полководца. Примечательно то, что отец В.И. Суворова – священник Иоанн был протоиереем в одном из кремлевских соборов. Василий Иванович был крестником Петра I, пользовался его благосклонностью и достиг высокого карьерного роста, окончив службу в звании генерал – аншефа, он недолго прожил в Рождествено и через два года, 27 июня 1775 г., скончался. По обычаю своего времени, владелец имения был погребен в церкви у южной стены, где и поныне покоится его прах, о чем свидетельствует белокаменное надгробие и мемориальная доска на стене храма. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. Имением по смерти отца, до 1798 года, владел его сын — Александр Суворов. В 1798 г. Александр Васильевич разделил имение между своими детьми. Суровым испытанием для Рождествено был 1812 год. Французы вошли в оставленную Москву. Один из отрядов направлялся по Дмитровской дороге, которая пролегала недалеко от с. Рождествено. Французы сожгли дом Суворовых и, не тронув храма, пошли дальше.
« О людях, которые просто исполняют волю Отца
Чуть не продал Сына Божия »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
МАть.СУворова.была — армянка