Как читать Богородичное правило

Отец Николай, как он выразился, «подстроил под свои привычки» Богородичное правило Серафима Саровского.




Он не читал (как принято) после каждого десятка молитв: «Отче наш» и «Милосердия двери», но показал мне иную, неизменно требующую значительного напряжения души практику этой молитвы, которой я пользуюсь по сей день.
Читать молитву сейчас мне приходится, в основном, больше ночами. Тот у кого хватит терпения дочитать рассказ до конца, поймет почему в суете данная практика молитвы становится невозможной.
Всё началось с того что однажды, отец Николай, когда я случайно заговорил с ним о Богородичном правиле Серафима (кто знает, там читается 150 Богородичных молитв) уверенно и твердо сказал мне:
— Так как я читаю «Богородице Дево», ты не сможешь прочесть за день не то что 150 раз, но и ста молитв не прочтешь.
— Ну…! Не может быть! — эмоционально вскинулся я.
Повод для удивления у меня был. Ведь я был не новичок в молитве. Позади было 20 лет почти непрестанного упражнения в молитве Иисусовой, а тут 150: «Богородице Дево, радуйся,» в течении дня и только-то… но старец, к моему немалому удивлению, оказался на все сто процентов прав. Когда я (по его методу) впервые начал читать эту молитву, то я с немалым затруднением прошел первый десяток. То и дело стал застревать на втором десятке.
С большим трудом (потратив около двух часов) дошел до 40, и наконец, совершенно безнадежно застрял, так не дойдя в тот день даже и до 50 молитв.
Потом я просто сдался… поняв, что 150 молитв в день, по методу отца Николая, мне не одолеть, несмотря на всю мою прежнюю многолетнюю практику в молитве Иисусовой.
В чем заключался метод отца Николая?
Он заключался в том, что если во время чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» в уме возникали посторонние помыслы и ум не вникал (с вниманием) в КАЖДОЕ слово молитвы, то в этом случае, я не должен был засчитывать эту молитву; потому что такая рассеянная и оскверненная посторонними мыслями молитва, как выражался отец Николай, была: «невызревшей, непокрытой потом души».
К тому же, в первый день своей практики чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» по методу отца Николая, я не знал многое из того, что он открыл мне позже, а так как я не знал этого, то у меня не было стимула для того чтобы отнестись именно к этому способу чтения молитвы — более серьезно.
Когда на следующий день я пришел к отцу Николаю и сказал что я не могу читать молитву: «Богородице Дево, радуйся,» без посторонних мыслей и отвлечения, он ответил мне.
— Это потому что ты: не знаешь смысла этой молитвы, не знаешь что приносит эта молитва, не знаешь как должна действовать молитва и не знаешь для чего нужно засчитывать в счет только ту молитву, которая была произнесена без мешающих молитве помыслов и отвлечения ума на постороннее.
Признаюсь, мне было обидно слышать эти слова.
Я считал себя начитанным человеком и не настолько глупым, каким меня выставил в моих глазах отец Николай, но помня о его монашеском молитвенном стаже вдвое превышающем мой и его почтенный возраст я не подал виду что обиделся, а стал возражать.
— Молиться без мешающих мыслей вначале мне было тяжело, потом очень тяжело, а потом душа так утомляется что не может молиться чисто. Да и у святых я читал что мешающие помыслы может убрать только Бог, а сам человек не в силах с этим справиться.
Отец Николай испытующе посмотрел на меня.
— А почему ты думаешь что если ты не станешь изо дня в день и из года в год «проливать кровь» своей души на молитве, то Бог станет хранить тебя от мешающих молитве демонов?
Я мысленно прикусил губу. Знал ведь из писаний Святых Отцов что если молитва не утруждает душу и тело, то не приносит пользы. Но вот, почему-то забылось это во время того разговора.
— Если я буду принуждать себя молиться чисто, то помыслы уйдут?
— Да. Помыслы должны уйти совсем и молитва может стать самодвижной.
— «Богородице Дево, радуйся»? — удивился я.
— Да.
— В чем смысл этой молитвы, что она может дать и как она действует? Ведь в этой молитве, по видимому, нет никакого смысла, потому что в отличии от молитвы Иисусовой в ней не просится помилования и вообще ничего не просится.
— Эта молитва составлена не человеком. Действует она не так как ты думаешь. Эта молитва очищает душу и тело. Она способна спасти тебя и дает всю полноту Богообщения.
Я задумался.
— Это же слова из Евангелия, немного измененные для благозвучия. Их сказал архангел Гавриил когда явился Деве Марии сказать Ей что от Неё родится Спаситель мира. Как эти слова могут очистить мою душу и спасти в Вечности?
— А ты знаешь как действуют слова молитвы? — спросил меня отец Николай.
— Думаю, что правильно прочитанные слова молитвы доходят до того кому они читаются.
— Неправильно ты думаешь, — глаза отца Николая смотрели на меня жалостливо и с укором, — не только неправильно и гордо прочитанные наши молитвы доходят к Богу, но и вообще все что мы думаем и все что мы желаем, все что мы впускаем в свои чувства, все это непрестанно восходит к Богу. Всё… ты понимаешь? Совершенно всё и всегда. Даже неверующие, если хотят что-то, то все их желания восходят к Богу, Которого они отрицают и уже Бог потом Сам решает, чему из желаемого людьми дать исполниться, а чему нет.
Вот ты читаешь молитву: «Богородице Дево, радуйся,» а в твоей душе в это время посторонние помыслы. Не думай что это от тебя.
Ты ведь знаешь что на молитве все внимание должно быть погружено в смысл слов молитвы и что ты не должен отвлекаться. Но демоны, видя, что ты можешь очиститься молитвой, начинают осквернять молитву внушая пустые мысли.
Если же ты захочешь достичь чистой молитвы, то ты должен изо дня в день гнать из себя любые мысли что не относятся к словам молитвы. Если же ты отвлекся, то не засчитывай такую молитву: ни в молитвослове, ни на молитве Иисусовой, ни: «Богородице Дево, радуйся,». Не знаю я, захочешь ли ты читать её?
— Скорее всего нет, — честно сказал я. — Я привык к молитве Иисусовой, мне известен её смысл, а молитву: «Богородице Дево, радуйся,» читать так как вы говорите, это…, — я поморщился как от зубной боли, — мне будет это трудно.
На этом наш разговор остановился и мне показалось что мы теперь уже никогда более не вернемся к нему. И я, и отец Николай хорошо знали что в православии ничто никому и никогда не навязывается.
Сам молись как можешь и как научен, но настаивать на своей мысли, учить и наталкивать на что-то кого-либо другого помимо его желания, это категорически не приветствуется у православных.
Но в моей душе чувствовалась недосказанность, которую я не выдержал и спросил.
— А как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся,» если в ней нет никаких прошений?
……
Из повести «Секреты чтения Богородичного правила»
(практические советы опытного отшельника)
Написано к дню Благовещения Пресвятой Богородицы (2011года)
« Сколько отдашь, столько и получишь
Ваши крестники: сколько их может быть? »
  • +11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Ничего не понятно, сказали А но не сказали Б