Бог оправдает тебя, если ты оправдаешь ближнего

Хорошим способом приобретения или сохранения внутреннего мира является оправдание ближнего. Старец Паисий Святогорец говорил, что не умеющий оправдывать другого сам не будет оправдан Господом.




Человек нас оскорбляет, в нас возникает гнев на него, человек нас унизил, в нас рождается обида. Найдите оправдательную причину, по которой он поступил именно так.

«Он меня обругал, потому что пришел уставший с суточного дежурства, был очень утомлен и сорвался».

«Меня не поняли потому, что я неясно выражался».

«Мне наступили на ногу в трамвае, потому что я поставил ногу не туда».

Этот духовный приём приносит нам двойную духовную пользу. Мы можем обратить оправдание ближнего в обвинение себя, и это крайне важно для нас с точки зрения аскетического делания, о котором говорит святитель Игнатий Брянчанинов: именно самоуничижающийся не будет унижен от Господа.

Богу незачем смирять его, когда он сам смиряет себя.

Человек не просто говорит: «Он наступил мне на ногу, потому что не видел», — но он идёт дальше и продолжает: «И потому, что я, не подумав, встал там, где не надо». «Меня обругали не только потому, что собеседники были уставшие и раздраженные, но и потому, что я начал разговор, хотя видел их усталость, и тем спровоцировал это оскорбление, унижение».

И вот, человек уже не осуждает ближнего, и к нему начинает привлекаться благодать Божия благодаря его самоукорению за то, что подал повод для проявления этого греха ближнего.

(По материалам книги протоиерея Сергия Филимонова «Как преодолеть раздражение и гнев: советы духовника»)
« Об Илье Муромце
Не выносите сор из избы »
  • +13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.