Очарование дворянского гнезда: ещё 7 самых необычных усадебных храмов Подмосковья

Продолжаем увлекательную экскурсию по подмосковным храмам.

Спасский храм в усадьбе Уборы

Спасская церковь в Уборах была построена в 1690—1697 годах по проекту выдающегося зодчего Якова Бухвостова. Этот невероятно красивый храм относится к редчайшим образцам нарышкинского барокко. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Глиптография, (глиптика, резьба по камню) достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.


Преображенская церковь и звонница в усадьбе Большие Вяземы

Церковь Преображения — это четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа с двумя симметричными приделами, поставленный на подклет и с трех сторон окруженный открытыми галереями. Столбы и стены храма до уровня закомар сложены из белого камня, венчающие части здания и галереи — кирпичные. Рядом с храмом с северной стороны стоит звонница в виде трехпролетной стенки, поставленной на открытую террасу — гульбище. В архитектурной обработке звонница близка убранству церкви. Она сделана из кирпича, с деталями из белого камня. Этот храм был построен вероятно с 1584 по 1600 годы.


Спасская церковь в усадьбе Вороново

Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. Церковь Спаса — тип храма «восьмерики на четверике», трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность.
В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой.


Введенская церковь в усадьбе Введенское

Введенская церковь выстроена по проекту Н.А. Львова в 1812 году, уже после смерти самого архитектора. Сочетание шпиля, характерного для западной храмовой архитектуры, и классического стиля, делают храм удивительно красивым.

Казанская церковь в усадьбе Ярополец Чернышевых

Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры.
Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. Храм чудом дошел до наших дней и нуждается в реставрации.

Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в 1881-1882 годах. Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 1907 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве – Самариной) — той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Строителям храма удалось создать необычайно выразительный архитектурный образ, в котором прочитываются черты разных школ русского церковного зодчества. Сам облик храма напоминает своей внушительностью новгородские церкви звонница над входом характерна для псковской архитектуры, а керамические вставки вызывают в памяти ярославские храмы.

Церковь Николая Чудотворца в усадьбе Петровское

Каменная шатровая церковь Николая Чудотворца — древнейшее сооружение усадьбы Петровское. Она поставлена ещё в 1685 г. при И.М. Милославском. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным. Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви.
« Страшное откровение
Собор Небесных Сил »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.