Ликбез: что нужно знать об Амвросии Оптинском

Преподобный Амвросий Оптинский родился 6 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, пострижен в мантию в ноябре 1842 года, а умер 10 октября 1891 года (все даты – по новому стилю) в возрасте 78 лет.




Церковью установлены три даты памяти святого: день его преставления 23 октября; 24 октября – день празднования Собора Оптинских старцев, а также 10 июля – дата обретения мощей преподобного.

При жизни преподобного Россия была исполнена духовных, интеллектуальных и политических исканий. Постоянно возникали разнообразные течения: западники, славянофилы, народники, марксисты, народовольцы и т.д. Никогда прежде российское общество не было настолько переполнено разномыслием и в какой-то степени разобщено.
На годы жизни преподобного Амвросия пришлось важное историческое событие во внутрицерковной жизни: под руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова) был осуществлен долгожданный перевод Библии на русский язык. Находились критики этой масштабной работы, но ее плюсы бесспорны: Священное Писание в определенном смысле стало ближе и понятнее народу.

Именно близость к народу и простота – это то, что олицетворял собой преподобный Амвросий.

Говорил с людьми на понятном для них языке

«Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал», – ответил как-то преподобный на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни…
Люди на Руси всегда искали монахов и старцев для наставничества, но особо они привязывались к тем, от кого можно было услышать понятное даже крестьянину слово. Преподобный Амвросий Оптинский был именно таким, за что его глубоко почитали еще при жизни. К святому (а не только в саму Оптину) стекались тысячи паломников со всей страны от интеллектуалов до крестьян.
Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости и чудотворения. При этом его «методы» исцеления, порой, бывали странными. Например, он мог легонько стукнуть человека по голове, и у того сразу проходила головная или зубная боль.
А кого-то старец утешал или наставлял просто словом при личной встрече или в письмах, которых осталось множество. Вот лишь несколько его изречений, которые хорошо дают представление об удивительной светлой простоте старца:

«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
«Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
«Где нет простоты, там одна пустота».

Почти всю жизнь серьезно болел

Каждый святой в Церкви олицетворяет собой путь, которым можно прийти к святости и в целом, и в частности. Чей-то путь – это мученичество (и этим примером вдохновляются и укрепляются другие, оказавшиеся в схожей ситуации), у иных – миссионерство, кто-то – пример жертвенного служения людям. Преподобный Амвросий Оптинский – это пример, как к святости приходят через болезни…

По сути, он болел практически всю жизнь, начиная с 23 лет, когда впервые заболел серьезно. Это случилось незадолго до окончания им семинарии. В житии не уточняется, что именно это была за болезнь, только говорится, что она была опасной и сподвигла Александра (так его звали до пострига) дать обет о монашестве. Правда, исполнил он его только через четыре года: за это время он словно забыл о данном обещании и, наоборот, только углубился в мир, в частности, начал заниматься преподаванием. Лишь после того, как он снова заболел и в Свято-Троицкой лавре встретил затворника Илариона, который наставил его бросить все и «пойти в Оптину», Александр так и сделал: бросил все и буквально бежал в монастырь.

Став монахом, он через несколько лет снова начал болеть настолько сильно, что в 1846 году был выведен за штат монастыря, а первые месяцы состояние было настолько тяжелым, что его даже постригли в схиму – «на случай смерти».

С тех пор преподобный уже никогда не был по-настоящему здоровым. Всю оставшуюся жизнь он с трудом еле передвигался, страдал от испарины, не выносил сквозняков и не мог нормально питаться.
Сам старец не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Да и вообще уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль, что наступило время, когда только болезнями и спасаешься.

Один из Оптинских старцев

Синодальный период в истории русской Церкви 1720–1917 гг. часто подвергается критике за то, что Церковь как бы находилась в плену государства, вместе с тем пример Оптиной пустыни свидетельствует о полноте духовной жизни в это время.

Эта обитель никогда не претендовала на то, чтобы быть главным оплотом православия на Руси (так вообще не ставится вопрос в монастырской жизни, тем более что главным монастырем России и был и является Свято-Троицкая Сергиева лавра), однако во времена преподобного Амвросия Оптина на самом деле была одним из духовных оплотов.

Преподобный Амвросий был один из плеяды так называемых Оптинских старцев, то есть духовных наставников, которые просияли в XIX-XX веках в Оптинском монастыре. Он был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.

В житии говорится, что преподобный Макарий с самого начала видел, что Амвросий станет великим монахом и видел в нем своего «преемника»: выражалось это, в частности, в том, что он благословил еще при своей жизни принимать ему помыслы братии. А иногда говорил: «Отец Амвросий вас не бросит».

Пытался образумить Л.Н. Толстого

Будучи великим писателем, Лев Николаевич Толстой остался в истории как человек, отлученный от Церкви. Мера, конечно, беспрецедентная по отношению к людям такого национального масштаба (а тогда, как и сейчас, Толстой был одним из культурных символов страны).

Отчасти именно популярность Толстого стала причиной такого конца в его продолжительном споре с Церковью: слишком много людей не только следили, но и были подвержены влиянию Льва Николаевича в отношении духовной жизни. В этой статье нет смысла подробно изучать взгляды писателя – достаточно сказать, что, ознакомившись со Священным Писанием и «попробовав себя» в качестве православного воцерковленного христианина, он пришел в конечном итоге к своего рода протестантизму, отрицая Церковные институты и Таинства и сводя Евангелие, по сути, к учебнику по этике.

Известно, что Толстой трижды посещал Оптину пустынь для встречи со старцем Амвросием. С одной стороны, остались его восторженные впечатления от монастыря и преподобного. С другой, остались строки, в которых он не только о монастыре, но и о самом преподобном отзывался с некоторым высокомерием.

Согласно преданию, во время последнего визита Толстого в 1890 году (еще до отлучения его от Церкви) преподобный в очередной раз призывал писателя образумиться и встать на путь покаяния, но никак не был услышан. Прп. Амвросий был крайне утомлен этой встречей и, как говорят, назвал Толстого «воплощением гордыни».

Известный факт, что перед самой смертью Лев Николаевич приезжал в Оптину, но так и не смог переступить порог монастыря, опасаясь, что не будет там никем принят.

Основал женский монастырь

До Амвросия многие старцы старались даже не пускать на порог женщин. Преподобный же не только «пускал», но и окормлял их. А позже благословил создание женской общины в Шамордине, которая в 1894 году – уже после смерти старца – была окончательно оформлена как монастырь, и число насельниц в ней возросло до 500 человек.
Так сложилось, что и умер преподобный Амвросий тоже в Шамордине. Летом 1890-го он по обыкновению поехал туда на лето, но из-за плохого самочувствия так и не смог вернуться, хотя отъезд планировался несколько раз. Через год болезнь усилилась, и 10 октября 1891 года по старому стилю старец скончался.

Был прославлен в конце XX века

Преподобный Амвросий Оптинский был прославлен в лике святых почти через 100 лет после своей смерти 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Менее чем за год до этого Оптина была возвращена Церкви.
Кстати, на том же самом Соборе были канонизированы еще восемь святых, без которых невозможно представить современную русскую православную традицию: прп. Андрей (Рублев), блгв. кн. Димитрий Донской, свт. Игнатий (Брянчанинов), св. блаж. Ксения Петербургская, свт. Макарий Московский, прп. Максим Грек, прп. Паисий (Величковский), свт. Феофан Затворник.
Святые мощи преподобного хранятся сейчас в Введенском соборе Отинского монастыря.
« Две дороги
Об Иване: рассказ одного священника »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.