Почему на иконах никто не улыбается

Никогда не видела, чтобы святые на иконах изображались улыбающимися. Разве они не улыбались? Улыбаться грех?




Отвечает Ирина Языкова, искусствовед, завкафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии:
Улыбаться, безусловно, не грех. Но улыбка – это естественная эмоция, можно сказать, земная эмоция. И, может быть, это лучшее, что есть на земле, особенно если это чистая улыбка ребенка, добрая улыбка матери, искренняя улыбка друга. Но икона говорит нам о сверхъестественном, это образ иной, преображенной реальности, образ Царства Небесного.
Святые изображаются на иконах в молитвенно-созерцательном состоянии, они предстоят пред Богом лицом к лицу, они озарены Его светом. Улыбка — это эмоция, то есть, реакция душевная, а выражение неземного состояния — это уже проявление духовной природы.
Икона не портрет, это преображенный идеальный образ человека, и потому здесь неуместен психологизм, активная мимика, выражение каких-либо аффектов. В иконописной терминологии лицо именуется ликом, поскольку он являет не природное состояние человека, а его преображенную природу. И потому лик на иконе должен быть как прозрачная гладь воды, в которой отражается лик Христа.
Апостол Павел пишет о цели христианской жизни: «Дети мои, я снова в муках рождения, покуда не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). А Спаситель говорил так: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.8:14), так же и святой на иконе представляет не только самого себя, но через него и вместе с ним мы предстоим Христу. Словом, смысл и содержание иконы весьма далеко от того, что допустимо в портретах, реалистических, авангардных или каких-либо иных.
Конечно, это не значит, что всякая эмоция из иконы должна быть изгнана. Эмоция выражается в иконографии через жест — радостно-благословляющий жест архангела Гавриила в иконе «Благовещение» или молитвенный, воздетые к небу руки в образе Богоматери-Оранты, или прижатая к щеке рука как выражение страдания, так изображается Богоматерь у Креста и т.д. Но заметим, что лики при этом пишутся бесстрастными, спокойными, ясными.
В клеймах житийных икон, где изображается земной путь святого, допустимы более эмоциональные образы, да и то в сдержанной манере.
Важнейшее значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали крупно, как бы широко раскрытыми. Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. В глазах также содержится эмоциональный ключ образа. Сравните несколько разных икон Спасителя, и вы увидите, что на одних он милостивый, на других грозный, на третьих внимательный, на четвертых отрешенный и т.д. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. Но это не эмоция, а именно взгляд. Не случайно, выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон говорит, что в иконе писать надо не глаза, а взгляд.
И, наконец, эмоциональную насыщенность дает свет в иконописи. Почему фрески и иконы Феофана Грека описывают как драматические, насыщенные энергией, потому что у него очень интенсивный свет, словно взрывающий материю изнутри. Напротив, Андрей Рублев характеризуется как тихий, ясный, спокойный, созерцательный, потому что у него нет световых эффектов, всполохов, энергичных бликов, а свет ровно заливает поверхность иконы, мягко ложится на горки и ткани одежд, озаряет внутренним сиянием лики. При этом заметим, что выражение ликов оба мастера пишут без всяких внешних эмоций. Вы не увидите в классической иконописи ни Византии, ни Руси улыбающихся ликов, потому что это лики тех, к кому мы обращаем молитвы. Да и во второстепенных персонажах активных эмоций почти нет, хотя к ним предъявляются менее жесткие требования.
Итак, подытожим. На иконах никто не улыбается не потому, что улыбаться грех или что Царство Небесное уныло, а потому что икона есть откровение не только о Боге, но о человеке, и человеческая природа в святых раскрывается гораздо более глубоко, чем мы привыкли ее воспринимать в нашем обыденном мире.
« Мы уже видели небо
Священная тишина Троицы »
  • +11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
а вот написала немка о наших иконах: Русские иконы ОБРАЗЫ ДУШИ Марианна Ваас-Фрей В старой России они были повсюду: в монастырях и храмах, дворцах, домах горожан и простых хатах. После Октябрьской революции они тысячами уничтожались или перепродавались за границу. Сегодня Россия снова осмысливает своё культурное наследие, но и Запад уже давно открыл для себя иконы как вожделенный объект коллекционирования. «Икона есть Имя Господа, нарисованное красками», это выражение приписывается русскому поэту Алексею Степановичу Хомякову. Воображаемая картина является как бы посредником между Земным и Божественным. И в Западном мире также икона для многих людей, даже если они и не православные или вовсе неверующие, благодаря своему медитативно-религиозному характеру является намного большим, чем простое декоративное настенное украшение. Слово «Икона» происходит от греческого «Айкон» — картина и указывает на происхождение из Византии. Данное искусство пережило там в 6 и7 веках первый период своего расцвета. В 988 году великий князь Владимир принял крещение от греческих священников и одновременно принудил свой народ обратиться в христианство. Было перенято и иконописание. В Русских владениях оно развило свой собственный характер. В большинстве на дереве изображались Христос, Мария, другие святые или библейские сцены. Сначала к писанию икон допускались только монахи и священники. Но уже в скором времени они не смогли удовлетворять растущий спрос. Храмы соревновались между собой великолепными иконостасами – увешанными иконами во много рядов стенами, которые в православных храмах отделяют алтарь от общего помещения. Дворяне также заказывали много икон и даже в самой бедной крестьянской хижине они находили себе место в «красном углу» при свете лампады. Для предотвращения снижения качества писания икон отцы церкви на Стоглавом соборе в Москве в середине 16 века определили стандарт: «Каждый, кто по Милости Божьей может писать, пусть пишет. Но если кому Господь не дал этого, тому должно запретить писание икон, чтобы он своим неумение не оскорбил Господа. Кто нарушит этот запрет, тот должен быть осуждён и наказан царём». В Западной Европе обратили внимание на русско-православный язык живописи через путешественников и через дипломатов при дворах правителей. Но особенно между двумя мировыми войнами и после 1945 года больше и больше икон попали на Запад, ещё и потому, что нужда заставляла эмигрантов их продавать. Например, так возникли частные собрания врача офтальмолога доктора Вендта и профессора истории Восточной Европы Винклера, которые образовали в середине 50-х годов основу музея икон в Реклингхаузене. Сегодня это самый значительный музей подобного типа в Западной Европе. Иконы как предмет собирательства уже давно представлены на рынке произведений искусства. Но так как Россия наказывает вывоз икон высокими штрафами – иконы теперь отнесены к культурному наследию страны -, они всё равно пользуются спросом на западном рынке: Цены за хорошие экземпляры начинаются от 2 000 марок. В 1995 году на аукционе Кристи в Лондоне одну икону продали за полмиллиона марок. Что же делает православный мир икон таким привлекательным для многих людей? Это мощь выражения, которое взывает к зрителю, пронизывающая духовность, передающая размышление и призывающая к медитацию. Историк искусства доктор Стефан Бренске из Пуллаха под Мюнхеном утверждает, что особенно это очаровывает молодых людей. Но икона даёт и огромное эстетическое удовольствие: Золотой фон, великолепие красок, которым техника темперы – приготовление красок на основе яичного желтка -, придаёт особенную глубину, которой не знает традиционная западная техника живописи и, наконец, мастерски филигранное владение кистью. Иконы состоят из многочисленных слоёв красок и грунтовок. Это сохраняет свет красок, делает их стойкими и долговременными. И надо также иметь в виду, что они были предметом религиозного поклонения, который благоговейно рассматривали, даже целовали и перед которым постоянно горели свечи или лампады. Коллекционеры икон предпочитают выбирать для собрания разные мотивы: одни, например, разыскивают иконы к праздничным дням, которые рассказывают о Рождестве Христовом или о страданиях Христа. Другие привязаны к определённым лицам: Святой Николай, которого в России почитают как покровителя детей и большой группы профессий, или предпочитают изображения с конными фигурами, как иконы Святого Георгия и святого Михаила. Но по русской пословице дело выглядит совсем по-другому. Говорят: «Не покупатель отыскивает икону, а икона своего покупателя». И в самом деле: кто однажды вошёл в чарующий мир икон, для того он останется частью его жизни навсегда. Перевёл с немецкого Владимир Михайлов
+2
Думаю, приходишь с проблемами помолиться, а икона так весело тебе в ответ твоей проблеме…