"Хочу" и "надо"

Есть понятия «хочу» и «надо». Мы начинаем со слова «хочу»: хочу священнической жизни, хочу монашеской жизни, хочу армейской жизни, хочу патриотической жизни. А потом за выбором действует уже другой алгоритм – надо, и он потом является руководствующим в нашей жизни.

Многие вещи не всегда делаются в удовольствие, по вдохновению, но мы никуда деться не можем, мы понимаем, что это наш контекст. Например, контекст матери: ей хотелось бы родить… Может быть, она тоже хотела, чтобы все было благополучно: накормила один раз – и занялась своими делами; помыла один раз – и занялась своими делами. А оказывается, младенец требует круглые сутки заботы. Начинается все с любви, а потом долг: хочется спать, а надо идти; хочется есть, а не поешь; и прочее. Потому что наша жизнь редко наслаждение, чаще всего она – служение; никогда не надо это путать. Рисовать себе, что жизнь только лишь одна белая полоса? Ничего подобного. Кто-то из мудрых людей сказал, что наша жизнь похожа на пианино: там есть белые клавиши и черные, и гармоничная мелодия может сложиться только тогда, когда мы будем периодически прикасаться и к белым клавишам, и к черным. А сыграть только на одних белых клавишах будет невозможно, получится какая-то какофония. Поэтому дай Бог, чтобы мы черных клавиш только касались.
Черные клавиши оттеняют белые. Кстати, однажды Федор Михайлович Достоевский после каторги сказал: «Я только на каторге познал себя и Бога. И я теперь уверен, что сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет». Шестьдесят лет – хороший возраст, но об этом узнаешь только в семьдесят. Всё в сравнении. Поэтому никогда не надо говорить, что жизнь, условия жизни нехороши, потому что когда мы на самом деле доноемся до того, что попадем в другие условия, тогда свои условия будем вспоминать с благодарностью, что мы жили в такой обстановке, с такими людьми, в таких обстоятельствах жизни. Кто-то из святых сказал: благословляй свою жизнь, и она будет благословлена; проклинай свою жизнь, и она будет проклята. Все внутри нас. Поэтому самое главное – внутренний стержень, наше отношение к жизни.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
« Все святые, в земле Российской просиявшие
Слабых мужчин создаем мы сами »
  • +9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.