О самоопределении

Чувство самоопределения заложено в человеке с рождения. Все мы, встречая на пути человека, решаем для себя, как мы будем взаимодействовать с этим человеком — решаем, кем мы будем для него, и кем он будет для нас. Даже те, кто решил не замечать других, вынужден признать, что его окружают люди, которых лучше не замечать. Противоречивый способ взаимодействия, но всё же взаимодействия.

Итак, чувство самоопределения рождается в человеке, и самое простое самоопределение — определение себя в качестве «Я» и определение других в качестве «Не Я». Даже в самом простом случае самоопределение связано с определением других людей. То же самое будет и с более сложными самоопределениями, которые появляются потому, что приходится делить всех «Не Я» на просто «Не Я», и на каких-то других «Не Я», которые находятся к твоему «Я» ближе. Первое, что приходит в голову: родители, братья/сёстры/другие родственники, друзья, коллеги, соседи. Если всех их собрать в огромную лапищу и бросить в центр озера, тонущими, то поплывёшь спасать сначала родственников, а уж потом прочих, причём в порядке очереди (а за кем-то не поплывёшь — сил пожалеешь). Но не в этом соль статьи. Мы подходим к вопросу самоопределения русского человека. Почему в каждом отдельном случае свою рускость приходится доказывать по-разному? Ведь рускость одна. Да потому, что ты русский не потому, что русский, а потому, что есть кто-то нерусский, на фоне которого ты вдруг становишься русским. Если бы Землю заселяли только русские, то слово «русский» заменяло бы собой слово «человек». Но Землю кто только ни населяет. Рядом с мусульманином русский — христианин, рядом с протестантом — православный, радом с православным темнокожим — белый, рядом с белым православным американцем — русскоговорящий и так далее. Всё бы хорошо, но если существенное отличие только одно (например, между донельзя американизированным русским подростком, выросшим на американских фильмах, американской музыке, носящим американскую одежду, к тому же неправославным и американским подростком-атеистом существенная разница только в языке (особенно если оба подростка спали на уроках истории). Если такой американизированный русский подросток улетит жить в США, то скорее всего превратится в американца, а если решит остаться в России или даже ударится в русский национализм, то собственную рускость доказать будет сложно (мозг понимает, что рускости с ноготок). Тогда-то и возникают культы борща, матрёшки, медведя, водки, берёзы и всего, что попадётся под руку. Легче тем, кто живёт крепкими семейными узами или общинами. Семейное/общинное самоопределение — сильная штука. Своих не поменяешь на чужих, как лапти на кроссовки. Может, этим объясняется извечная американская (в США) зацикленность на семье (несмотря на растущее количество разводов)? За что ещё зацепиться жителю страны, населяемую беглецами из народов со всего мира — с разным вероисповеданием, мировоззрением, цветом кожи. В США же больше всего любителей разгуливать по улице с американским флагом (если не в семью ударяться, то в государство. В России всё намного сложнее. Индивидуализм и атеизм бушуют. Рускость сегодняшнего дня определяется принадлежностью к истории страны. Кто выиграет битву за историю страны, тот выиграет битву за умы русских людей.
« Чудо святителя Николая: поспешай!
Храмы России: храм Иконы Божией Матери... »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.