Заметки о посте: зачем всё это нужно

Пост может показаться привычкой, как спортзал, но когда вдруг ощущаешь неотмирную гармонию – по-настоящему понимаешь, зачем все это нужно.


Холодильник к посту готов

Сыр заморожен. Недоеденные спагетти с творогом тоже. И с морепродуктами. Последнее яйцо пошло на поздний завтрак. И творожные сырки. Тут не до сочетаний продуктов.
К обеду холодильник к посту готов. Закуплена квашеная капуста и печеная фасоль. Пост, кстати, формально начинается после вечерни в Прощеное воскресенье. Из-за дел и сложной логистики не успеваю на службу в свой храм у дома. Иду в Сретенский монастырь (успев еще напоследок поесть суши).
Постные «Господи, помилуй». «На реках Вавилонских». «Покаяния отверзи ми двери» Веделя – очень разукрашенное песнопение, ничего не могу поделать, но, когда «множества содеянных мною лютых» повторяется как «множества – множества – множества», начинаю думать о правилах перемножения множеств.
А вот «Помышляю день страшный» иногда тоже поется на вечерне – но в этот раз не было. На пути домой пытаюсь изобразить сама. Сначала вверху первой октавы – не впечатляет, перехожу на середину малой (это низко для женского голоса) – пара человек в подземном переходе отшатнулись. Значит, оно, эффект достигнут, я довольна.
Дома первым делом хочется есть. Но про еду напишу отдельно. Здесь признаюсь только, как я жульничаю. Я никогда не могла пить молоко и лишь лет 5 назад узнала, что такое капучино и латте – благодаря соевому. С тех пор я разрешаю себе в пост кофе с молоком (в этом году на день рождения подруга даже подарила капучинатор! у соевого молока лучшая пенка!). Понимаю, это нечестно по отношению к людям, которые себе в этом удовольствии отказывают – кстати, я заметила, что им соевое кажется весьма противным. Но я же как ела огурцы не в пост, так и в пост буду, как не ела бананы – так и не буду. Вот и соевое молоко так же. Хотя да, cheater, cheater, как говорится.
Честно, опять не знаю, чего жду от поста – зачем мне вообще все это. Да, может показаться просто привычкой. Как люди привыкают ходить в спортзал. Но иногда вдруг замечаешь что-то такое… какой-то диссонанс с этим миром и гармонию с другим… в ерунде, в мелочи… чаще вокруг, совсем редко в себе. И понимаешь – вот ради этого.

А еще на службах можно сидеть

Обычно в посты я стараюсь так выстроить свой график и договориться с коллегами, чтобы успевать на некоторые важные службы. Вот как, например, канон первой недели. В одном банке на Страстной пришлось брать дни в счет отпуска. Но это все только потому, что, в общем-то, больше никто не собирался соревноваться со мной за право отпроситься и пойти в храм.
Тем более, что за долгие годы я уже нашла варианты, которые минимально пересекаются с работой. Например, в храме Антипы у ГМИИ канон начинают читать в 7 вечера, то есть с работы можно уйти в 18.30 — и иногда это получалось даже 2-3 раза на неделе. Самое удивительное – за столько лет нисколько не надоедает!
В Антипе очень хороший хор, идеально вписывающийся в атмосферу храма и акустику – «Помощник и Покровитель», короткие припевы канона и кондак «Душе моя, восстани, что спиши» у них, пожалуй, лучшие в городе. Канон читают очень разборчиво, но все равно я стараюсь ходить с текстом, желательно с комментариями. Особенно после того, как обнаружила, что «празднует Евангелие» означает на самом деле – «Евангелие отступает», потому что «празднует» — от слова «праздность» в данном случае.
В общем, и в этом году очень рассчитываю сходить хотя бы один раз. А остальное в любом случае выслушаю в записи — за это спасибо, конечно же, огромное Сретенскому монастырю, который выкладывает аудио почти сразу же на сайт, и уже после 9-10 вечера их можно послушать.
Почти недостижимая для меня мечта – походить на утренние службы первой седмицы. Самые длинные службы в году – в монастырях идут больше пяти часов. И вот как раз на этой неделе благодаря «мужскому» дню собираюсь утром в пятницу куда-то на службу – куда, еще не решила, в какой-нибудь монастырь.
Пару лет, когда у меня на работе был отдельный кабинет, я опять же слушала записи. Где-то в обед их выкладывали, я включала тихо-тихо и до канона успевала дослушать. Конечно, это все на заднем фоне, там в основном читают (за первую неделю положено 2 раза, если я не ошибаюсь, прочитывать всю Псалтирь) – но иногда все же успеваешь зацепиться за какую-то фразу, слово, остановиться на секунду. Не знаю, что думали коллеги, на работе это точно не сказывалось.
Вообще я считаю, что лучше побыть невнимательно на службе, чем не ходить вовсе. А уж боязнь пойти в храм, потому что там тяжело стоять – вообще ерунда. Найдите место и садитесь – да почти в любое время. Совсем уж важно постоять минут 15 буквально. А не найдете место – сколько раз я садилась прямо на пол у стенки, не сосчитать. Еще раз – лучше сходить посидеть, чем не ходить совсем. Хотя девушкам в джинсах и без платка стоит все же запастись устойчивой нервной системой. И не обижаться на бабушек-тетушек – у них правда тяжелая работа.


Адиос, авокадо – здравствуй, капуста

Каждый раз, а это уже больше 10 лет, начиная пост, я думаю об одном. Нет, не как духовно вырасти и просветиться. Каждый раз я мечтаю… похудеть. За 10+ лет мне это удалось один раз. Я похудела на 2 кг, которые потом успешно и радостно набрала. Но это не мешает мне снова помечтать.
В пост есть хочется, калорий элементарно не хватает для активного образа жизни, при этом самое простое, что можно съесть постного — это хлеб. Хлеб с вареньем, хлеб с чаем, булка, баранки, печенье… Питаться правильно-изысканно у меня отнимает слишком много сил, времени и денег. И потом – баранки с кока-колой – это же так вкусно! И постно. Поэтому похудеть действительно сложно и приходится смиряться, что это все-таки не главная цель (хотя я слышала, что кто-то все же умудряется!).
Изредка выручает «Макдональдс». Из постного там овощной салат и сладкие пирожки. А вот что делать с их картошкой – никак не решу. Особо трепетные веганы выяснили, что жарится она на смеси с добавлением животных жиров. Утешаюсь, что она вообще весьма вредная. Хотя последние годы я стала гораздо проще относиться к составу печенья и конфет, не разглядываю мелкий шрифт, довольствуюсь тем, что там нет очевидных кремовых начинок — и сойдет.
Точно так же спокойно я отношусь к тому, постятся ли окружающие. Слегка веселит, когда другие начинают заботиться о том, не съела бы я чего запрещенного — выспрашивают, что мне можно, а точно ли в этом печенье нет сливок. Один раз свекровь любимой подруги специально для меня сварила очень вкусную гороховую кашу, а потом несколько раз переспросила — точно ли я уверена, что сейчас можно вино. «Можно, можно», – заверила ее я.
Люди, не переживайте, я взрослый человек, сама решу, что мне можно, а что нет. Потому что на самом деле все можно — просто я не хочу. Последние годы из-за различных санкций (частью персональных, частью общенациональных) у меня немного изменилось постное меню. Так, мне стало очень жалко (а еще нельзя из-за опасений аллергии) покупать ватные помидоры зимой, на смену прекрасно пришла капуста. Скучаю по авокадо. Я успела полюбить его, когда покупала десяток на 200 рублей. Сейчас это 700 – удовольствие уже не то.
В пост, в отличие от не-поста, мне становится важно есть что-то горячее. Чаще всего это каши, тушеная капуста с фасолью, реже картошка в различном виде, постный плов с кабачками, грибами, перцем. Думаю, о еде напишу еще не раз.

Вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего… осуждением

Почему-то вспомнилось. Я ходила на занятия в хоровую школу при одном монастыре. Занятия абсолютно бесплатные, при том, что монастырь платит внешним преподавателям, да и просто за свет и воду в здании, которое еще и специально отремонтировали. Так вот, однажды на урок зашла мать С. – у нее была к нам просьба.
(Тут желательно представить мать С. – по виду и голосу чистый подросток лет пятнадцати. Вообще, часто замечаю это за монахами – какую-то подростковость, вневозрастность. Мать С. – настоящий тинейджер, который, как ему и положено, старается вести себя очень взросло, чем умиляет еще больше. И даже голос и интонации у нее – пятнадцатилетние.)
Мать С.: «Вы знаете, у нас скоро будет патриаршая служба, и вот мы хотели бы вас попросить, матушка настоятельница очень просила передать…»
Воистину самое быстрое на свете – человеческая мысль. За эти 3 секунды я уже успела подумать: «Если сейчас попросят скинуться и купить что-то – цветы или еще что – так и быть, скинусь, но если попросят прийти и чем-то помочь – не, мне некогда, отмажусь».
«…Мы очень-очень вас просим – пожалуйста, приходите к нам на службу, я знаю, вы все в свои храмы ходите, но приходите к нам в этот день». Вот ради этого все. И не говорите мне, что им нужно было массовку согнать. Для меня смысл все равно в другом.

« 3 метафоры Великого поста
Кто есть кто в каноне Андрея Критского »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.