Мог ли Христос не родиться?

Мог ли Христос не родиться? Казалось бы, странный вопрос. Предвечный Совет и откровения древних пророков, чаяния народов и обетование о семени Жены, стирающем главу змия, – мы привыкли к этим истинам, как к путеводным звездам на небе. Но разве Бог подвержен фатуму? Разве над Воплощением Сына Божия тяготела судьба или ничем не изменяемый рок?




Бог абсолютно свободен – никто не довлеет над Ним, ничто не может быть навязано Ему извне. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды? (Ис. 40, 13–14). Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его (Иов. 23, 13). Бог мог не творить наш мир, не рождаться на земле как человек, не страдать за все наши грехи и падения.
Однако в Священном Писании нам открыто: Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Он есть Любовь неизреченная, всеобъемлющая, жертвенная. Вспомните близкого человека, который вас по-человечески беспредельно любил, не чаял души, согревал теплым взглядом, готов был сделать для вас всё, но и такая любовь – лишь блеклая тень любви Божией. Самая чистая человеческая любовь, бескорыстная и самоотверженная – лишь слабое отражение любви Божией, неизреченной любви Неизреченного.
А разве может подлинная любовь остаться невоплощенной?
Истинная любовь не пребывает пассивной, не сосредоточена на себе, всегда обращена к другому, непременно в чем-то выражается. Если ты сидишь дома, закрывшись от всех, и при этом думаешь, что всех любишь, то ты глубоко ошибаешься. Это не любовь, а эгоистичное самоуспокоение, себялюбие. Любовь не даст тебе успокоиться, пока ты не поможешь тому, кого любишь. Любовь непременно воплощается в каком-либо действии ради любимого: пожертвовать своим временем, силами, даже просто подарить цветы. Подлинная любовь не может быть умозрительной, она непременно воплощается.
Один подвижник благочестия рассказывал о своем детстве: он сильно заболел, вплоть до угрозы смерти, и его мама, переживая, от самого сердца сказала отцу: «Я готова отдать себя на растерзание, только бы он выздоровел». Такова любовь подлинная, жертвенная, когда ты готов воспринять участь того, кого любишь, отдать свое здоровье, благополучие, самую жизнь, не ожидая взамен ничего – лишь бы спасти того, кто погибает. Святитель Василий Великий как-то произнес удивительные слова: «У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его». Подобная любовь у людей существует лишь по образу любви Божией. Святые отцы сравнивают Божественную любовь с переполняемой чашей. Такая любовь не знает границ и пределов, и потому она изливается через край.
Высшая любовь – жертвенная, когда ты готов взять на себя участь того, кто страдает, кто оказался в беде, когда ты готов понести его ношу. Бог есть Любовь, и эта Любовь воплотилась. Бог-Любовь воплотился в прямом смысле слова, приняв плоть человека. Он ради человека Сам стал человеком.
В этом – главная тайна христианства.
Всеведущий и Всемогущий становится младенцем, поначалу лишь плачущим и лепечущим, проходящим все ступени человеческого возрастания. Тот, кто содержит весь мир Своей Божественной десницей, полагается в яслях и пеленается в простые бедные пелены, принимается на руки Матери и нуждается в Ее теплой заботе. Тот, Кто по Божеству неописуем, принимает, как человек, участие в переписи населения.
В этом парадокс и антиномия: необъятный, безграничный, вечный и всемогущий Бог становится маленьким Малышом, Которого на руках убаюкивает Мать. Превышающий всё в этом мире и потому ни в чем не нуждающийся становится таким же, как все, человеком, с теми же потребностями, нуждами, голодом и жаждой, необходимостью пополнять свои силы.
Он делает это для того, чтобы понести на Себе всё, что несем мы. Стать с нами в один ряд, понести ту же ношу, а на самом деле – чтобы навсегда от этой ноши скорбей освободить. Святитель Иоанн Златоуст воспел тайну Воплощения в таких словах: «Любовь Сына Божия низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном Человеческим; любовью устрояется всё дело спасения: упразднена смерть, низложен диавол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила Ангелов и людей во едино стадо, любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала Царство Небесное».
Люди мучаются из-за своих грехов, но воплощается Безгрешный, воплощается Само Благо – чтобы искупить нас от грехов и даровать нам благо вечное. Люди умирают и страшно боятся этого, но к нам, в долину смертной тени (Пс. 22, 4), приходит Сама Жизнь – чтобы приобщить нас жизни вечной. Люди страдают, не имея любви, но Сам Бог-Любовь воплотился, чтобы мы наполнились светом Любви истинной.
Любить – значит сострадать. А сострадать возможно, лишь став участником страданий того, кого любишь. Бог воспринял плоть, чтобы страдать вместе с нами и за нас. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Петр. 2, 24). Если же Бог ради нас стал таким же, как мы, человеком, вошел в нашу историю и пострадал за нас, то неужели мы думаем, что когда-либо в наших скорбях Он оставит нас? Воплотившись, Всемогущий Бог разделил вместе с нами все наши тягости, а затем с нами же делит бескрайние просторы Неба.
Подлинная любовь не может не воплотиться, и она воплотилась.
Если Бог есть Любовь, то Христос есть Любовь Воплощенная.
« О сути христианского брака
Семейная жизнь ветхозаветных патриархов »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
СПАСИБО.