Православие в Лос-Анджелесе

В Лос-Анджелесе нередко нет надобности возводить для фильмов декорации. Декорации здесь – сама природа, улицы и строения. Есть в городе даже храм, который, по передающемуся многие десятилетия из уст в уста преданию, был построен в 1920-е годы специально для съемок одного русского фильма. Фильм сняли, киношники уехали, а церковь – осталась и была подарена приходу.


Нынешний ее настоятель рассказал, что о ней, намоленной красавице, мало кто за пределами православного Лос-Анджелеса знает. У храма Пресвятой Богородицы и сегодня, спустя почти 100 лет, киношники арендуют парковку. Это местные реалии, к которым здесь быстро привыкаешь.
Лос-Анджелес (а чаще его называют сокращенно – «Эл Эй» («LA») – или Город ангелов) – центр Большого Лос-Анджелеса с населением свыше 17 млн. человек, крупнейший по численности город в Калифорнии и второй – в стране.
На прибрежных его территориях в XVI веке жили индейцы, потом приплыли испанцы, а с 1920-х годов в Лос-Анджелесе быстрыми темпами стали развиваться авиационная промышленность и открываться киностудии.


Лос-Анджелес является домом для представителей более чем 140 стран, говорящих как минимум на 224 языках. Важный и колоритный элемент культуры Лос-Анджелеса – многочисленные этнические кварталы: Китайский, Корейский, Таиландский, Филиппинский, Маленькая Армения, Тегеранджелес, Маленькая Эфиопия.
В городе живет более 100 тысяч русских, занимая по численности 5-е место после немцев, ирландцев, британцев и итальянцев.
Живут иммигранты из бывшего СССР в разных районах и предместьях Лос-Анджелеса, но больше всего их в Западном Голливуде – одном из самых крупных из 80 районов Большого Лос-Анджелеса. Учитывая размер мегаполиса, это совсем недалеко от известного символа города. Здесь издается русскоязычная пресса, организуются гастроли артистов из России и стран бывшего СССР, здесь сконцентрированы русские магазины и рестораны. И, конечно, русские православные храмы.
Несмотря на все это многообразие, а может быть благодаря ему, кого-то Город Ангелов очаровывает, а для кого-то становится одним из самых больших разочарований от посещения США. Потому что город – главная кинофабрика страны и мира – вовсе не такой, каким его показывают в фильмах, мультфильмах и сериалах.
В любом случае, если кто-то думает, что все, чем славен Лос-Анджелес, – это только знаменитые киностудии, актеры, которых можно встретить прямо на улицах и Аллее славы в Голливуде, то спешу вас обрадовать: этот город знаменит и своей богатой христианской историей, представляющей разные православные юрисдикции и традиции. Русских православных храмов здесь три, и находятся они как раз в западной части мегаполиса и в Голливуде, а настоятелей их, хотя и приблизительно, можно отнести к представителям трех поколений – как по возрасту, так и по времени переезда в США: старшее, среднее и младшее. Так и начнем.

Преображенский собор



Идея создания храма появилась в 1929 году. Инициативная группа русских иммигрантов – в их числе были и офицеры Белой армии, и казаки – собрала 50 долларов, на которые организовала приезд из Харбина протоиерея Николая Кикловича, отслужившего 13 мая 1930 года для верующих первую Литургию.
В течение нескольких лет службы проходили во временных помещениях. В 1935 году начался сбор средств на приобретение здания для церкви, и в 1937 году церковное здание было куплено. На добровольные пожертвования прихожан храм отреставрировали, и 17 октября 1937 года он был освящен в честь Преображения Господня.
С объявлением Северо-Американской митрополией своей самостоятельности в конце 1946 года часть прихожан осталась верной Зарубежной Церкви. В связи с этим в 1948–1949 годах здание церкви стало предметом судебного спора об имуществе между Зарубежной Церковью и митрополией, который закончился в пользу первой.
– Большой наплыв эмигрантов наблюдался в Лос-Анджелесе после Второй мировой войны, когда сюда из Европы и Дальнего Востока стали прибывать беженцы, – рассказывает настоятель собора протопресвитер Александр Лебедев. – Тогда же при храме была создана русская школа, в которой сейчас обучаются 140 учеников.
Сам отец Александр родился в Австрии, в лагере беженцев около Зальцбурга. В 1951 году его родителям через агентство «Church World Service» удалось перебраться в Америку, за что им, людям с высшим образованием, пришлось отработать три года на ферме.
За десятки лет, похоже, мало что изменилось. Подобной судьбы не избежали и иммигранты последующих волн. После развода родителей Александр с мамой переехал в Лос-Анджелес. Там он поступил в четырехлетнюю церковно-приходскую школу при Преображенском храме.
– Так что с приходом я связан уже 63 года, а священником здесь служу 35 лет, – продолжает рассказ отец Александр. – В Лос-Анджелесе тогда жилось нелегко. Старая эмиграция, приехавшая сюда после Первой мировой войны, не доверяла прибывшим из СССР после Второй мировой. Отец моей матушки, Арсений Васильевич Ромашко, хотя и был из новой эмиграции, смог это недоверие перебороть, и его выбрали старостой прихода.
Начиная с 1950-х годов приход принялся проектировать постройку большого собора. Созданное Общество ревнителей 30 лет собирало деньги, и в 1979 году началось строительство нового каменного храма. Когда в 1982 году половина работ была завершена, в храме начались богослужения. Храм тогда еще стоял без куполов, и местное население не всегда знало, какой деноминации он принадлежит.
Сейчас трехпрестольный собор украшают 10 куполов, в иконостасе – 130 икон, написанных иконописцем и регентом из Сан-Франциско Владимиром Красовским.
– В 1990-х годах в Лос-Анджелес начали приезжать русские православные – третья волна эмиграции, – говорит отец Александр. – Многие воцерковлялись. Сейчас наш приход состоит из всех этих групп, а также греков, сербов, румын и американцев, перешедших в Православие из других конфессий.
Официально членов прихода – 80. Новоприезжие из бывших стран СНГ, как говорят представители ранних волн иммиграции, в приход вступать не желают – не привыкли. И такая картина наблюдается по всей православной Америке.
Служат в Преображенском храме в основном на церковнославянском, английского почти не употребляют. Желающие молиться по-английски могут поехать в соседние церкви – Покровскую или в Свято-Богородицкую, где Литургии служат на двух языках. Поэтому настоятели шутят, что в Лос-Анджелесе храмов – три, а приход – как бы один!
Сам же Преображенский собор ежегодно принимает молодежные съезды Западно-Американской епархии, певческие съезды. Летом молодые прихожане отправляются в скаутский лагерь. С 1930-х годов при соборе действует Общество помощи русским детям, которое занимается сбором денег для детских приютов и для детей, которым требуется операция – им прихожане собора оплачивают приезд в США, лечение, а их родителям – проживание во время операции и реабилитации. При храме работает также фонд помощи нуждающимся. Как считает отец Александр, храм – это не только место, где совершаются богослужения, но и центр социальной и благотворительной деятельности.
В 1960-е годы приход пережил разделение. В 1963 году группа его бывших прихожан купила место на авеню Аргайл в Голливуде и устроила еще один большой приход – Покровский.

У подножья Голливудских холмов: Покровский храм


Этот храм – как раз в самом Голливуде, рядом с Аллеей славы, у подножья Голливудских холмов, где живут многочисленные звезды: кино, телевидения, спорта. А еще тут поселилось много армян и русских, большинство из которых с киноиндустрией не связаны.
Покровский храм – ближайший к надписи «Hollywood», появившейся летом 1923 года на склоне горы Маунт-Ли над калифорнийскими холмами. Первоначально она была написана как «Hollywoodland», не имела никакого отношения к кино и означала рекламу нового жилого района, но сразу же стала привлекать к себе внимание туристов.
Слово «Hollywoodland» ночью подсвечивалось электрическими лампочками, а днем белые буквы были видны с 40-километрового расстояния. Рекламировать «Hollywoodland» предполагалось полтора года, но надпись так и осталась на своем месте.
В 1949 году надпись отремонтировали и удалили четыре последние буквы. К тому времени Hollywood, изначально означавший название местности, уже превратился в символ Лос-Анджелеса и всей индустрии развлечений.
Основание Покровскому приходу было положено 16 июня 1952 года по благословению второго первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Первый храм прихода был устроен в здании на 150 S. Alexandria Ave. Но к 1964 году в состав прихода вошло много новых прихожан, и церковное здание уже не вмещало всех молящихся, поэтому в сентябре 1964 года было решено в спешном порядке найти более подходящее помещение. Так был приобретен старокатолический костел на Аргайл авеню.

Великое освящение отремонтированного храма состоялось 4 июля 1965 года. Освящали храм митрополит Филарет (Вознесенский) – Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, святитель Иоанн (Максимович) – ныне прославленный архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский – и епископ Эдмонтонский Савва (Сарачевич) из Канады.
При храме устроили воскресную школу, культурно-образовательный центр, большой церковный зал.
С 1967 по 2000 годы приход окормлял епископ Александр (Милеант) – один из тех немногих, кто следовал завету Христа Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16: 15). Трудно подсчитать количество православных брошюр на самые разнообразные темы, которые разослал владыка Александр с помощниками по всему миру, включая и Россию.
Скончался владыка Александр (на тот момент епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский) в ночь на 12 сентября, день своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского.

Святыни храма – шесть ковчегов с мощами и облачение святителя Иоанна Шанхайского – по иронии судьбы попали в раскольничий приход, который не пошел на воссоединение с Церковью в Отечестве 10 лет назад. С того времени среди прихожан ведет отсчет традиция собирать святыни для храма.
Нынешний настоятель Покровского храма протоиерей Виктор Цешковский служит у престола Божия уже 36 лет, и если назовут его «советским священником» – не обижается.

– Советский священник – это особый священник, поэтому название это я не воспринимаю как оскорбление, – улыбается отец Виктор. – В брежневские времена священник должен был уметь обхитрить уполномоченного по делам религий, чтобы тот писал в своих отчетах, что на его территории «все спокойно». Церковь всеми силами и способами надо было сохранить, чтобы она пережила «тихие гонения».
Сам отец Виктор в храме – с детства. Все пять сыновей в родительской семье стали священниками. Сестра замужем за священником, племянники – тоже священники. Все служили в Крымской и Днепропетровской епархиях. Потом отца Виктора назначили в первый его заграничный приход – новооткрытый храм в Швеции, потом был Никольский храм в Сан-Франциско, приход в Канаде, где нужен был священник-украинец; Свято-Николаевский патриарший собор в Нью-Йорке. Были приходы около Милана, в Испании, на Канарских островах. После воссоединения Русской Церкви в 2007 году отцу Виктору предложили служить в Русской Зарубежной Церкви. За последние 10 лет это были Новая Коренная пустынь под Нью-Йорком, храм в Бруклине, а теперь – Покровский храм в Западно-Американской епархии – в Голливуде.
– Не хотелось бы, чтобы люди считали Православие чем-то для Голливуда чуждым, несовместимым с ним, – говорит отец Виктор. – Здесь течет своя православная жизнь. Приход наш обустроенный, активный. Голливудские прихожане – русские артисты, режиссеры, спортсмены, творческая интеллигенция, обычные новоприезжие русскоязычные люди из разных мест бывшего Советского Союза. По воскресеньям мы служим две Литургии: на английском служит священник-американец, за ней следует Литургия на славянском языке. На обеих службах причащаются до 200 человек. У меня есть мысль организовать при приходе детскую студию: специалисты хорошие есть, талантливые дети – тоже.

Храм Пресвятой Богородицы


– Если на церковной автостоянке в будний день много машин, значит, где-то рядом снимается кино: администрация фильма арендует нашу парковку, и на стоянке можно увидеть машины, принадлежащие голливудским звездам, – рассказывает настоятель храма Пресвятой Богородицы протоиерей Назарий Полатайко. – Автобус забирает команду и увозит на съемочную площадку.
Так что храм этот – самый что ни на есть голливудский, но он – храм. И именно этот храм – самый большой секрет Голливуда.
– Пришедших помолиться наших прихожан никто в храме не беспокоит, и потому все чувствуют себя комфортно, – продолжает отец Назарий. – Люди настолько привыкли видеть лица, которые регулярно появляются на экране, что никто не бежит и не просит автограф. Самое главное, что приход наш – это молитвенное собрание: здесь молятся, а не тусуются. Многие прихожане сами работают в сфере киноиндустрии: это продюсеры, композиторы, сценаристы, музыканты. И даже когда молитва закончена и начинается обед, который готовит наше сестричество, в зале все вместе пьют кофе, общаются, но нет никакого ажиотажа – никто не хватается за телефон, чтобы сделать селфи!

Свято-Богородицкий приход был основан в 1923 году группой русских иммигрантов, которые посвятили его Божией Матери и иконе Ее «Взыскание погибших». Здесь хранятся многочисленные святыни: частица Честного Креста Господня; икона праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его мантии и икона Пресвятой Богородицы, освященная самим святым батюшкой Иоанном; мощи великомученика Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского, святителей Феофана Затворника и Иоасафа Белгородского, Иннокентия Московского, Иоанна Шанхайского и Тихона, Патриарха Московского, преподобного Амвросия Оптинского, новомучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана на Святой Горе Афон, это дар царю-страстотерпцу Николаю II. А в 2015 году со Святой Горы в храм привезли копии двух чудотворных икон: Ватопедскую из одноименного монастыря и «Скоропослушницу» – из Дохиара.
Прихожанами храма были графы Голицыны и Волконские, композитор Сергей Рахманинов, американская актриса Натали Вуд и наши соотечественники из кино- и телеиндустрии.
Старые прихожане оставили образа «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая чудотворца. Есть в храме икона, принадлежавшая композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. В церковном зале – его же рояль, который и сейчас используется по назначению, «участвуя» в концертах церковной и хоровой музыки.
– В этот храм меня благословил блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, в бытность свою еще митрополитом Черновицким и Буковинским, – рассказывает отец Назарий. – Я был доволен своим приходом в Канаде, но здесь потребовался двуязычный священник. Среди наших прихожан есть люди, которые вообще не знают русского языка, – это американцы ирландского, китайского происхождения, а есть те, кто слабо говорит по-английски, – это приехавшие работать сюда украинцы, молдаване.

Когда я приехал, то, как художник, сразу оценил храм-красавец. Его делали с любовью и со вкусом. Он пахнет древностью, пропитан молитвой и опытом. Один из моих предшественников сказал, что «в нем ладан вытекает из стен».
В храме – активная для Северной Америки литургическая жизнь. Хотя бы одна Литургия обязательно служится в будние дни. На Пасху во дворе людям не видно конца. Крестный ход проходит вокруг квартала, и когда духовенство уже заходит в передние ворота храма, то завершающие ход прихожане только выходят из него. Церковный двор на Пасху – это всегда продолжение храма.
При храме работают две школы: субботняя и воскресная. Субботняя школа – это русская школа с преподаванием русского языка, истории России, Церкви, Закона Божия, литературы. Все уроки начинаются с молитвы в храме и продолжаются с 10:00 до 15:00. Потом – общая трапеза. Дети – от 5 до 16 лет, преподаватели – профессионалы из бывшего СССР. Школа, как образовательная, дает сертификат для поступления в университет.
Воскресная школа проводится для детей каждое второе воскресенье, и уроки религии там преподают на английском.
Для взрослых по вторникам работает молодежный кружок. Это самое активное и посещаемое мероприятие. Занятия кружка начинаются с пения акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших» на двух языках.
– В первый вторник месяца мы смотрим и обсуждаем кино, – рассказывает отец Назарий. – Бывает, что авторы фильмов – это наши же прихожане. Во второй вторник мы приглашаем лектора. Это может быть священник из православного храма любой юрисдикции или богослов. В лекторах мы недостатка не испытываем: в местном университете есть факультет религиоведения. А еще мы можем устроить видеоконференцию.
В третий вторник месяца – библейские занятия. А в последний вторник настоятель читает лекции по иконологии и разъясняет, как научиться понимать язык иконы.
– Каждый второй четверг мы служим молебен и проводим вечер вопросов и ответов, продолжает отец Назарий.
Отец Назарий – родом из Черновцов, из семьи художника. Из детства помнит, как отец, председатель Союза художников области, коллекционировал иконы. Но напоказ не выставлял: иконы хранились в детской комнате, и Назарий с братом росли, созерцая святые образа. А вот у прабабушки иконы были «функциональные» – она молилась перед ними, это было для нее, по словам отца Назария, «окно ее разговоров с Божией Матерью». В начальной школе в руки ему попало Евангелие, и после рассказов бабушки он начал молиться – своими словами.

– В храм меня никто не водил, хотя праздники Рождества и Пасхи в семье отмечали, – вспоминает отец Назарий. – Лет в пятнадцать мне захотелось пойти в храм, хотя и до этого в храмы заходил, но как в музей. А в тот раз впервые пошел в храм помолиться: не было никакой духовной нужды, просто почувствовал зов.
В то время я был обычным подростком, интересовался философией, современным искусством. Много лет спустя, когда уже учился в семинарии, понял, что все свое детство я жил среди икон. Я смотрел на иконы, а они смотрели на меня, и неведомым мне путем Господь Бог выработал для меня план спасения. С тех пор я больше храм не покидал.
В начале 1990-х отец Назарий оказался в Канаде, где стал еще ближе к церковной жизни. – Однажды меня попросили написать икону для храма. И когда я первый раз в жизни сел писать икону, то понял, что не понимаю, как это делать. На родине я окончил художественный техникум, но иконопись нам не преподавали. Я был светским художником, и икона для меня была одной из форм искусства. И тогда я закончил семинарию на английском языке, потом получил степень бакалавра богословия. Меня рукоположили во диакона. Защитил кандидатскую диссертацию в Киевской духовной академии, служил протодиаконом в Оттаве, а потом, по благословению митрополита Онуфрия, перешел в Американскую Православную Церковь и стал настоятелем этого храма Пресвятой Богородицы.
Рассказывая о Православии в Лос-Анджелесе, нельзя не упомянуть и о приходском сестричестве храма Пресвятой Богородицы – наследнице Дамского общества, которое организовала матушка одного из первых настоятелей – отца Павла Разумова; и об известном священнослужителе – протоиерее Димитрии Гизетти, родственнике Святейшего Патриарха Алексия II: отец Димитрий служил здесь настоятелем с 1957 по 1979 год; и о нашем современнике – композиторе и музыканте русского происхождения Джоне (Иоанне) Соколове, который вырос при Преображенском соборе и засыпал в детстве под музыку Рахманинова, а сейчас собирает уже своими фортепианными произведениями огромные аудитории, превращая даже приходские залы в залы концертные, где ведется сбор средств на поддержание здешних православных храмов. Но все это – уже совсем другие истории. Потому что Лос-Анджелес – это не только Город Ангелов, но и город конкретных людей; мир не только киношный, но и мир реальных судеб наших соотечественников.
« О посте
О том, как русские упустили шанс стать поляками »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.