Праздник Покрова Божией Матери

Всех вас поздравляю с этим замечательным великим праздником, особенно любимым на нашей Русской земле. Сегодня в тропаре третьего антифона я услышал и обратил внимание на слова, которые для нас очень поучительны.




К сожалению, ум человеческий рассеянный, поэтому редко когда человек обращает на то, что поётся в церкви, читается. «Твои раби, Владычице, в церкви Твоей верою предстояще, Твоея ожидаем милости: посети наше смирение и Твоим святым Покровом защити люди от всякаго зла». Очень простые для понимания слова, но меня особенно пронзили вот эти три слова: «посети наше смирение». Из всех людей, которые когда-либо жили на земле, сейчас живут и будут жить, всегда можно выбрать самого плохого и всегда можно выбрать самого хорошего. Лучше всех – это Пресвятая Богородица. Её духовная красота, которая весь христианский народ к себе привлекает, исходит из того, что Она была самым смиренным человеком. Эти все замечательные песнопения слагали люди, которые уже кое-что понимали в христианстве, поэтому от имени Церкви, всех людей обращаются к Ней: «посети наше смирение». И в этом очень большой смысл. Смирение привлекает благодать Святаго Духа, самого Господа. Смирение – это свойство Божества. Сам Господь нам это заповедовал, говоря: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). И сама Богородица от смиренных родителей произошла на свет, Её воспитание в Божьем храме тоже этому способствовало, храмовая дисциплина давала Ей возможность возрастать в смирении. Хотя что такое возрастать в смирении? Это умаляться. Иоанн Предтеча однажды сказал о Христе: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). И вот это движение противоположно обычно движению любого человека.
Вот взять младенца – что он орёт? Очень просто. Он настаивает на своём вопреки воле взрослых. И такое столкновение – кто кого. Правильное воспитание направлено к тому, чтоб младенца подтолкнуть к смирению. Однажды в Сербии я наблюдал такую картину. Ребёнок так себя вёл, а мать ему говорит: «Смирися». У нас вот так не говорят. А в Сербии это обычный глагол. У нас как? «Успокойся» или «заткнись, а то сейчас дам тебе!». А то «смирися». Сербский язык лучше сохранился в веках, потому что он не так изменялся, и устные формы лучше сохранились, чем в современном русском литературном языке. Но любому славянину понятно, что такое «смирися». Когда я это услышал, меня так порадовало, что дети малые от родителей с самых младых ногтей уже слышат это дивное слово: «смирися». Что это значит? Что происходит с ребёнком, когда он орёт? Он возмущён, он разгневан, всё не по его. А он, хоть и маленький, как сын человеческий существо гордое. Он, может, ещё не научился говорить, но настаивать на своём с помощью громких и противных звуков он уже научился. Почему-то от тигрят мы этого не слышим. Только тихое: «Мяу-мяу-мяу». Почему? Потому что если он зарычит, мама его так смирит, что у него позвоночник на четыре части треснет, поэтому если он чего-то просит, то очень тихенько, скромненько. А человеческий детёныш распускается в собственной гордости. И, конечно, плохи те воспитатели, которые дадут возможность этому поганому цветку, этому борщевику нашей души распускаться. Ни в коем случае, потому что потом уже, в 13 лет ничего не сделаешь. Это вырастет дракон, скотина абсолютно бессовестная, злобная, равнодушная, эгоистичная и, конечно, подлая. Поэтому очень это опасное явление.
Пресвятая Богородица, на праздник Которой мы все пришли, является для всех христиан образцом смирения. Большинство людей, к сожалению, не понимают, что такое христианство, поэтому я не стесняюсь это повторять изо дня в день, из года в год и уже теперь из десятилетия в десятилетие. Что такое христианство? Христианство – это наука всех наук и искусство всех искусств. Почему? Потому что это единственная наука и единственное искусство, которое приводит человека к жизни вечной с Богом. Никакая наука и никакое искусство не делает человека вечным, кроме науки христианства. И в чём же заключается сердцевина этой науки? А в том, что человек в своей жизни должен покаяться. Что это такое? Это значит изменить свой образ жизни на противоположный. Не так, как учат в школе, не так, как учат родители порой, не так, как учит государство, не так, как учит вообще наша жизнь. А ровно наоборот, всё наоборот. Это учение заключается в слове «смирись». У Достоевского сказано: «Смирись, гордый человек». В этом смысл. Если человеку удастся смириться, тогда к нему придёт Дух Святой и очистит его от всякия скверны, и спасёт Он, благой, его бессмертную душу. Все потуги человека спастись, улучшить свою поганую падшую природу абсолютно безуспешны. Только по гордости человек может думать, что он может из хамла стать вежливым. Это только у Бернарда Шоу в «Пигмалионе» научили цветочницу, и она стала аристократкой. Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки. Это невозможно. Только чисто внешне – да, но сущность хамская всё равно останется. Человек может разыграть из себя что-то. Вот давеча наши разбойники из детского дома поехали на экскурсию в Суздаль. Там эта экскурсовод лишилась дара речи и спрашивает: «А это из каких же семейств эти дети? Где и когда их воспитали?». Никто не говорил, что они из детского дома, потому что никто не поверит. Она говорит: «Это какие-то гранды, это совсем не дети, с которыми мы имеем дело на экскурсиях из школ разных». Интересно, послушала бы она, что происходило в автобусе на обратном пути! Потому что научить себя вести даже мишку в цирке можно, и даже ездить на мотоцикле, что медведи успешно делают. А чтобы человек внутри стал другим – это может сделать с человеком только Господь Святый Дух.
Наука христианства заключается в том, чтобы это понять. Этому надо много учиться, читать книги тех людей, которые эту науку изучили, то есть настоящих христиан, святых людей. А потом надо приступить к искусству достижения этого «смирися», чтобы привлечь благодать Святаго Духа. Благодать же соделывает из падшего урода, который есть человек, святого. А человек, как правило, абсолютно сумасшедший, который даже не может слышать, что ему говорят, у него всё время что-то своё, какие-то идеи, он всё время подчиняется исключительно собственным эмоциям: зависти, гневу, злобе, раздражению, жадности. Особенно в магазине можно наблюдать: это куплю, это куплю. Зачем тебе, и так денег мало! Нет, желание купить сильнее даже разумной бережливости. Полностью сумасшедший человек. Заставь какую-нибудь ящерицу есть больше, чем она может проглотить. Это невозможно, только человек может обожраться. И свинья. Но свинья – это существо особое, если выпустить в лес, она погибнет. Свинья – это продукт рук человека, он специально такую обжору создал.
Очень важно нам в такой дивный праздник осознать значение смирения. На Покров всегда вспоминаю храм Покрова на Нерли. Кто не был, надо съездить, походить вокруг. Удивительная красота, изящество, чистота. Такое ощущение, что это самый маленький храм, который только существует. У нас, у людей больных, что считается красивым? Красивый, значит большой. Как некоторые думают, что красивый голос – это когда орёт как Иерихонская труба. А в этом никакой красоты нет. И паровоз, бывает, гудит – только лошади пугаются, а никакой красоты в этом нет. Хотя, с точки зрения структуры звука, это, конечно, получше, чем человеческий безумный крик, который выдаётся за пение. Красота совершенно в другом – в самом звуке красота. Потому люди и платят миллионы за скрипочку Гварнери, что у неё такой звук, которого нет ни у одной скрипочки фабрики «Муз-трест». Но это надо ещё услышать. А в основном люди не слышат. Лишь бы было громко. Громко – запиши, да и включи на полную мощность, 140 децибел, чтобы воздействовало на мозги. А музыка должна воздействовать на душу, а не на мозги. Человек всё превращает в какое-то сумасшествие. К сожалению, это так.
Но Христос пришёл на землю, для того чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Те из сумасшедших, которые остановят своё внимание на том, что Он говорит, всмотрятся в божественный лик Его Матери, увидят подлинную красоту человека. А подлинная красота – в смирении.Сегодня ряд людей подходили с вопросом: «Что мне делать?» В твоём положении, голубчик, самое главное, что надо делать – это не делать ничего. То есть никаких действий производить не надо. А что, только молиться? Хорошо, «только молиться». Скажи горе сей: «поднимись и ввергнись в море» (Мк. 11, 23) – гора пошла без всяких экскаваторов и упала в море. Сколько кубометров камня, грунта было перенесено после двух слов: «Господи, помилуй!» Что значит «только молиться», если молитва матери вообще со дна моря достаёт? Мало того что утоп и брюхом кверху нигде не плавает, а на самое дно моря опустился. И молитва может человека оттуда достать. И даже живым. А чего не хватает? Веры. Потому что если человек вопрошает: «Ну что, только молиться?», значит он вообще не верит, что Бог его слышит, не верит в могущество Божие или считает молитву какой-то магией: надо 18 раз прочесть это, надо сделать 11 поклонов там, надо плюнуть направо-налево, тогда оно всё будет. Ничего подобного. Хотя мы говорим, что молитва со дна моря достанет, но молитва не достаёт, это всего лишь слова. Говори «халва-халва», во рту сладко не станет. Говорим: «посети наше смирение». Во-первых, чтобы Она посетила наше смирение, оно должно быть в нас, а в противном случае это просто набор прекрасных слов. Так сказано, что эти слова из тропаря доходят до самой глубины души.
«И Твоим святым Покровом защити люди от всякаго зла». От какого? От сильного ветра или от пожара, или от злой свекрови? Нет, в первую очередь – от зла, которое во мне, вот от какого зла. Потому что вот это зло в нас растёт, оно нашу душу убивает, не даёт возможности нам жить в смирении и не даёт возможности правильно реагировать на то, что происходит. Это тоже наука. Нам нужно научиться всё то, что с нами происходит, использовать как урок, данный от Бога.
Вот идёт человек, и сверху ему падает кирпич на голову. Я один случай знаю, одну знакомую мне женщину так убило насмерть. Но представим себе, что насмерть не убило. Как должен реагировать на это христианин? Обычно крещёный человек поднимает голову вверх, начинает орать, ругаться, обещать всякие кары, что он там подаст, напишет, «вам всем дадут» и так далее. А как сделать нужно по науке христианской жизни? Человек должен научиться реагировать так: что бы ни произошло, начиная от термоядерной войны и заканчивая кирпичом на голову, он должен это воспринять как урок, данный от Бога. Один, когда ему падают плоскогубцы на голову, ругается страшными словами, а другой говорит: «Господи, помилуй!». Любое событие нашей жизни, которое к нам пришло в виде болезни, в виде нападения людей, в виде утраты каких-то важных вещей, пришло к нам от Бога. У нас в деревне строили-строили храм, и он сгорел. Это надо было лиственницу привезти из Сибири, надо было обработать, составить проект, построить храм, чтоб всё сгорело ровно за десять минут. Остался чёрный квадрат. Ну, построили на этом месте второй такой же. Всё это вдвое дороже вышло, естественно. Ну а что делать? Господь испытывает человека, Господь учит и смиряет. Человеку очень нужно каждый день иметь повод для смирения. Чем ситуация для нас болезненней, тем скорее это говорит о том, что мы переходим в следующий класс. Мы не можем всё время одну задачку решать: 2+2=4, 2+2=4. Нет, давай теперь 368 раздели на 16, вот тогда посмотрим, что ты уже имеешь в этой науке смирения. И тогда и душа твоя успокоится, и головка не так будет сильно болеть, и ты никогда не сделаешь неверного поступка. Потому что иногда человек может кричать там на кого-то, а там вообще никого нет. Просто ослаб раствор, и какой-то кирпич вывалился. Это всё естественно. Это даже не кирпич, а когда белого камня кладка, он тоже разрушается, особенно под воздействием выхлопных газов, это вещь самая обыкновенная для каменных сооружений.
Надо учиться тому, чтобы нам поступать так, как будто у нас уже есть смирение. Поэтому Господь так устроил, что ребёночек не похож на телёнка, который родился утром, а вечером уже на ногах стоит и самостоятельно ест. А человеческий детёныш ходить не может, ничего не понимает, маму видит вверх ногами, абсолютно не приспособленное к жизни существо. Зачем так устроено? Чтоб он был зависим, чтобы всё время смирялся, чтоб начинал жизнь с того, что слушал маму, слушал папу, слушал бабушку, чтоб он привыкал к смирению, потому что смирение для него спасение. Всю жизнь приходится смиряться. У каждого маленького человечка есть маленький начальничек, если повыше – над ним тоже. И так далее. Без начальничка человек не обходится. Если человек не знает смирения, он всё время страдает. Всё не так. Некоторые даже в революционеры уходят, как будто от этого что-то меняется. Можно менять монархов, можно менять правительство, можно менять законы, человеческая греховная подлая сущность никогда не изменится, никогда. Сильные в подлости своей будут всегда обижать слабых, богатые будут всегда кровь пить из бедных, умные будут всё время дурить тех, у кого ума не хватает, кто готов где угодно подпись поставить, чтоб любому сектанту подписать и квартиру, и жильё, и имущество детей. Всегда так было и так будет. Благо, что ест на земле Церковь Божия и там всегда можно найти человека, с которым любому дураку можно посоветоваться. Можно найти человека с двумя высшими образованиям, с тремя, с четырьмя. Можно найти врачей по разным специальностям. Можно найти людей любых: учёных, офицеров, дипломатов, боксёров – кого хочешь! То, что в одной семье можно наблюдать, расширяется до огромного количества людей, где всегда можно найти человека, который тебе может помочь. Только иногда на это нужно много времени. В большом городе поменьше, в деревне побольше. Ну что в деревне, большой приход? 15 человек, вот они у всех на виду, и у всех одна и та же проблема.
Будем глядеть на Пречистую Деву Богородицу, взирать на Её смирение, молиться, чтобы Она посетила и наше смирение, при условии, если оно начнёт в нас вырастать.
« Если бы Богородица не помогала, то зачем...
Пример святости в наши дни »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Очень поучительно, но зачем на таком сайте делать бредовые ссылки «сегодня похороны Димы Билана»?
0
В начале хорошо сказано про смирение. А дальше пошла какая-то отсебятина с загибонами. похоже, Андрей Ткачёв наговорил.